Автор

Газеты не умирают — их убивает «Почта России»

28 августа 2014, 09:41
Этот памятник почтальону Печкину, установленный в городе Луховицы Московской области, через какое-то время может стать «надгробным» для целой профессии. Фото: WIKIPEDIA.ORG

Этот памятник почтальону Печкину, установленный в городе Луховицы Московской области, через какое-то время может стать «надгробным» для целой профессии. Фото: WIKIPEDIA.ORG

«Почта России», задирая в разы тарифы за доставку прессы, уничтожает тем самым не только газеты и журналы, но и своих собственных сотрудников — им становится нечего носить. Тем более что даже тем читателям, которые пока в силах выдержать «ценовой беспредел», руководители почты не хотят носить свежую прессу на дом, а предлагают людям… самим приходить за ней.

Руководство «Почты России» озвучило свой сценарий будущего, в котором периодической печати отводится место у стенки. Тарифный расстрел уже отправил в небытие 5 миллионов российских подписчиков. Пока ещё живые (в прямом смысле) руководители региональных газет собрались 21 августа в Москве и не согласились идти на убой.

Динамика подписных тиражей по отношению к аналогочному периоду прошлого года (данные «Почты России»)

Год1 полугодие, %2 полугодие, %
2009-2,9-2,2
2010-1,1-0,4
2011-1,9-2,0
2012-0,5-2,1
2013-5,1-6,5
2014-5,5-20,3
2015 прогноз-23,5 

«Областная газета» вынуждена создавать альтернативную сеть для адресной доставки нашего тиража – задача, сравнимая с походом за Жар-птицей. 

Мне всегда казалось, что главная задача почтового ведомства – это доставка писем, посылок, бандеролей, квитанций, уведомлений, газет и журналов из пункта А в пункт Б. Оказывается, я сильно заблуждался. Отныне «с толстой сумкой на ремне» от отделения связи до адресата должны ходить не почтальоны, а сами граждане и в обратной последовательности. И не просто ходить, а приплачивать почтовикам за удовольствие прогуляться за газетой. Если газета ежедневная, как, например, «ОГ», то поход за прессой можно совместить с выгулом собаки. Полезно вам, хорошо псу и выгодно «Почте России». И называйте это как хотите: хоть модернизацией, хоть оптимизацией, хоть инновацией, или всеми тремя словами вместе.

Гордятся провалом?

Умнейшие руководители Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по-блицкриговски подняли во втором полугодии 2014 года тарифы на доставку изданий. Решительно и беспощадно, где на 20 процентов, где в два раза. Ни вас, дорогие наши подписчики, ни нас никто не спросил. Ведь только этот ФГУП зарабатывает деньги, а мы все берём банкноты из тумбочки. В результате доходы предприятия должны были «стабилизироваться», а качество услуги по доставке улучшиться почти до советского уровня.

Однако итоги подписной кампании за второе полугодие текущего года будто издеваются над благими намерениями «новых русских почт­мейстеров». По их же собственным данным, в результате повышения тарифов подписка по России в натуральном выражении одномоментно рухнула на 20 процентов, а оборот федеральной почты – на 5 процентов.

«За этими процентами стоят живые люди, которые перестали читать газеты и журналы», – подчеркнул принимавший участие в совещании главных редакторов региональных СМИ представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий. Количество подписчиков в нашей стране сократилось на 5 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!

Кто-нибудь понёс за рукотворный обвал печатной отрасли хоть малипусенькое наказание? Отнюдь нет. «Почта России» заявила о том, что гордится отрицательными результатами. Якобы некие эксперты предрекали падение в 2 раза, а тут удалось удержать ситуацию на уровне 20 процентов. Хотел бы я посмотреть на этих экспертов. Вполне себе допускаю, что часть подписных денег идёт на оплату питания их мозгов и выдумывание оправданий для горе-менеджеров. Впрочем, горе не у них, а у нас и, как это ни странно, у рядовых почтальонов. Наши читатели перестали читать, почтальоны перестали ходить – им нечего носить.

Главной причиной кратного повышения почтовых тарифов явилась, по мнению верховного почтмейстера Руси Дмитрия Страшнова, многолетняя засуха доходов от работы с прессой. Но так ли убыточна подписка? Разрешите в этом усомниться. В своём докладе руководитель Департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Дмитрий Усанов озвучил оборот ФГУП на рынке прессы – 13,6 миллиарда рублей. А оборот компаний, осуществляющих так называемую альтернативную доставку, – 13,1 миллиарда. Фифти-фифти, будьте любезны.

Частные фирмы потеснили госпредприятие. Не те ли это деньги, которые «Почта России» безвозмездно, то есть даром, отдала предпринимателям, которые лучше работают: быстрее возят, ласковее общаются и хорошо считают? Сложно поверить в то, что альтернативщики доставляют прессу себе в убыток. Обращаю внимание – работают на том же рынке периодики, что и «Почта России».

Почтальон на почте лишний?

В смелой схеме господина Страшнова нет почтальона. Что это: стратегическая ошибка дипломированного мастера бизнес-администрирования или злой умысел? Дмитрий Евгеньевич говорит о чём угодно: о создании своего банка, об увеличении количества платежей, о микрокредитовании населения, ритейле на базе отделений связи, оказании сопутствующих услуг… Много рассуждает о подготовке операторов связи и системе их процентного вознаграждения. Но – трижды «но»! – забывает о самой главной функции почты: о физической доставке письма, газеты, уведомления до Ивана Ивановича Иванова. Гражданину Иванову предлагается самому... прийти на почту за газетой, купить там подсолнечное масло и жевательную резинку, получить пенсию, отправить её бедным родственникам и заодно взять в долг небольшую сумму денег.

Были времена, когда одно помещение делили почта, телефон-телеграф и сберкасса. Все они были прибыльны. При этом почтальоны носили ежедневные газеты (и это не сказки!) каждое утро. Во время второго пришествия капитализма в Россию такие же реформаторы, как нынешние руководители федеральной почты, ту систему порушили. Пути почты, кассы и телеграфа разошлись. А теперь Страшнов и Ко решили: «Мы наш, мы новый мир построим». Не поздно ли? Сбербанк успешно модернизировался (здесь слово «модернизация» вполне уместно). Телефон-телеграф заменили сотовые и интернет-компании. Поезд ушёл, но почтовый вагон, как видим, остался. Почтальоны с худыми сумками на ремнях потянулись с перрона.

Врёшь! Не убьёшь!

«Кто виноват?» – этот вопрос оставим прокурору. А вот на тему «Что делать?» попробуем поразмышлять. Как доставлять «Областную газету» подписчикам?

Есть всего три варианта. Первый – работать с почтой, то есть согласиться с её правом устанавливать произвольные тарифы, и начинать печатать деньги вместо газеты для оплаты почтовых хотелок. Второй вариант – создать свою службу распространения. Третий – остыть, сделать шаг назад (вернуть прежние тарифы и частичное покрытие убытков почты из бюджета) и сесть за стол переговоров с участием правительства, депутатов, почтовиков и издательского сообщества.

Сейчас «Областная газета» вынуждена воплощать в жизнь второй сценарий. За два месяца создать альтернативную сеть для адресной доставки нашего тиража – задача, сравнимая с походом за Жар-птицей. «И всё-таки, и всё-таки, и всё-таки мы победили». Чудо произошло. Хотя и приходится ещё много извиняться перед теми читателями, которые получают газету не вовремя. Поверьте, уважаемые подписчики, мы делаем больше, чем можем. Коллектив «ОГ» умеет выпускать газету, а теперь ещё и учится её доставлять. Это не наша работа, но тут – либо пан, либо пропал. Газета должна дойти до читателя.

Надежда на третий вариант (переговоры), пусть призрачная, но остаётся. В Министерстве связи и массовых коммуникаций России для преодоления возникшего кризиса создаётся экспертный совет. Мне предложили войти в его состав. Возглавить совет из 30 человек должна Софья Дубинская, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-Пресс). Она умеет находить компромиссные решения, а нам сейчас это нужно как никогда.

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться ссылкой
Печать

Материалы по теме

28 августа 2014

«Областная газета» второй квартал подряд стала самой цитируемой газетой региона
Среди печатных СМИ второй квартал подряд лидером рейтинга медиаресурсов Свердловской области стала «Областная газета», причём у нас не только самый высокий индекс цитирования, но и самый большой рост этого индекса.

23 мая 2014

«Круглый стол»: «Кому нужна свежая газета?»
На «круглом столе» в «ОГ» издатели и распространители периодической печати предложили областным законодателям принять региональный закон о поддержке прессы.

Комментарии читателей

  • А почему "Областная газета" не продаётся в киосках?

    # Аноним8 сентября 2014 в 16:49

  • «И всё-таки, и всё-таки, и всё-таки мы победили». Слишком оптимистично звучит. Реальное положение - газета не то что опаздывает, она вообще перестала приходить с июля. Пожалуйста, постарайтесь все-таки наладить доставку.

    # Аноним1 октября 2014 в 15:53

Ваш комментарий

Войдите на сайт через Вконтакте, Facebook, Yandex или Twitter и отправляйте комментарии от своего имени, или просто представьтесь в форме ниже.




Введите код с картинки в поле ниже или войдите на сайт через Вконтакте, Facebook, Yandex или Twitter, чтобы повторно не вводить код. captcha

Пожалуйста, заполните все поля. Все комментарии проходят премодерацию.

Реклама

Новое в рубрике Общество

5 часов назад

Автокресла для детей старше 7 лет предлагают отменить
Министерство внутренних дел вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Правила дорожного движения.

6 часов назад

«Извини, погорячился...»
Сенаторы одобрили закон о декриминализации нескольких уголовных статей.

6 часов назад

Этот день в истории Свердловской области - 1 июля
В 1914 году в Екатеринбурге жандармы задержали депутата Государственной думы Александра Керенского, будущего главу Всероссийского временного правительства.

6 часов назад

ОСАГО: пора менять зелёный на розовый
С сегодняшнего дня — с 1 июля 2016 года — в нашей стране начинается переход на новые бланки страховых полисов ОСАГО. Причина – необходимость защитить рынок от подделок. Для страховщиков затраты на каждый бланк увеличатся примерно на рубль, на стоимости страховки для автовладельцев это никак не отразится.

6 часов назад

От межрегионального штрафа теперь не уйти
Сейчас водители, нарушившие правила дорожного движения в «не родном» регионе, не смогут уйти от уплаты штрафа, как это было ранее. Причина тому — новая система электронного взаимодействия между федеральным центром ГИБДД, федеральной службой судебных приставов и региональными управлениями ГИБДД.

6 часов назад

Доктор из ОКБ №1 — лучший кардиолог России
Юлия Шилко, заведующая отделением неотложной кардиологии Свердловской областной клинической больницы № 1, получит приз всероссийского конкурса «Лучший врач года» — «Хрустальная Гигиея».

30 июня 2016

«ОГ» поднялась на две позиции в рейтинге самых цитируемых СМИ региона
В ТОП-25 самых цитируемых в первом квартале 2016 года СМИ региона, опубликованном компанией «Медиалогия», «ОГ» занимает восьмую строчку. Среди офлайн-изданий области это наивысшая позиция — уже 9-й квартал подряд.

30 июня 2016

Как накормить клумбу?
В июле цветники входят в пик своей красоты и продуктивности

30 июня 2016

Раскрываем секреты уральского цветоводства
Пышные клумбы нравятся всем, но не у всех получается добиться нужного эффекта. Как правило, любитель не знает всех тонкостей выращивания цветов в зоне рискованного земледелия. Публикуем ответы на самые распространённые вопросы садоводов.

30 июня 2016

Многолетки лучше высаживать в ящик
Конец июня, июль – самое подходящее время для посадки семенами двулетних и многолетних цветочных растений. За оставшийся летний период они успеют прорасти и окрепнуть, чтобы пережить холода.

Последние новости
Что было раньше