«Не спешите закрывать филиалы вузов»

Фото: Станислав Савин.

Фото: Станислав Савин.

Профессор Станислав Набойченко, более 20 лет бывший ректором крупнейшего уральского вуза, специально для «ОГ» поделился своим мнением о профобразовании в городах Среднего Урала. По его словам, в советское время существовала эффективная сеть вузовских подразделений. Верхнесалдинские, первоуральские, тагильские выпускники были востребованы на местных предприятиях. Ситуацию осложнили отмена распределения, засилье частных вузов и их упрощённые методики обучения.

Как специалист, проработавший в системе высшего профессионального образования около 40 лет, притом 21 год в качестве ректора УПИ ( УГТУ-УПИ), возглавляя совет ректоров вузов Свердловской области, считаю уместным поделиться с читателями «ОГ» своими размышлениями о развитии территориального профессионального образования.

ДОСЬЕ «ОГ»

Станислав Набойченко, председатель Общественной палаты Свердловской области, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор. С 1986 по 2007 год — ректор Уральского политехнического института (УГТУ-УПИ). С 2007 по 2013 год — президент Уральского федерального университета им. Б.Ельцина (УрФУ).

История

В советские годы в Свердловске существовали только государственные вузы. Поступить в них было сложно, до середины 50-х годов требовалось сдать до восьми вступительных экзаменов, потом их стало пять, а позже четыре. Только медалисты и отличники техникумов зачислялись без экзаменов. Быть студентом считалось престижным: они получали стипендию, а большинство иногородних — общежития. В вузы Москвы и Ленинграда уезжали единицы (не хватало средств в семье, и это было непатриотично). В местные вузы поступало 20–30 процентов от числа выпускников средних школ и не более пяти процентов от числа выпускников техникумов.

Бурное развитие промышленности в городах области, возрастающий интерес молодёжи к высшему образованию предопределили развитие сети образовательных услуг, появлялись новые вузы, быстрыми темпами развивалась система заочного и вечернего образования; в 70-е годы при общем контингенте студентов в УПИ 22–25 тысяч человек доля «дневников» составляла не более 50 процентов.

Однако это оказывалось недостаточным для устранения кадрового голода в городах области. В 50-е годы в УПИ поступили запросы о необходимости открытия территориальных подразделений. При консультации с Минвузом РСФСР и с одобрения обкома КПСС были открыты общетехнические факультеты УПИ в Первоуральске, Верхней Салде, Краснотурьинске, Каменске-Уральском, Тюмени, Серове, Петропавловске, Кирове, Оренбурге. Филиал в Нижнем Тагиле существовал ранее, готовя специалистов под интересы местных промышленных титанов металлургического комбината и Уралвагонзавода.

Местная власть и градообразующие предприятия предоставляли помещения, пригодные для учёбы, помогали оснастить его оборудованием и мебелью, создавали условия для приезжающих преподавателей. УПИ гарантировал обеспечение филиала учебно-методологической литературой и командировал преподавателей. По сути, это была система подготовки специалистов вечерней формы обучения, где работали авторитетные преподаватели — доценты и профессора. Набор на филиалы вели с учётом местной востребованности специалистов. Так, в Перво-

уральске обучали будущих строителей и металлургов-прокатчиков, в Каменске-Уральском — радистов и металлургов, в Верхней Салде — металлургов и механиков. Лабораторные занятия, дипломирования проводили на базе специальных кафедр УПИ. Ведение учебного процесса контролировали проректор по вечернему и заочному обучению и деканы факультетов. Предприятия не жаловались на качество подготовки выпускников, а знания их по конкретному производству были выше, чем у выпускников дневного обучения.

В начале 90-х годов на факультетах Первоуральска, Каменска-Уральского, Краснотурьинска, Верхней Салды, Невьянска открыли дневное обучение на 1–2-х курсах с последующим доучиванием студентов на базовых кафедрах вуза. Со временем студенты этих факультетов перешли на полный цикл обучения с защитой дипломных проектов на местах. Это решение оказалось эффективным и дальновидным. В небольших городах жизнь активизировалась: появились свои студенты, вуз, подтянулись местные школы; довольны были и родители — дети взрослеют под присмотром, сокращаются расходы на их обучение. И вуз не оказался внакладе: шёл отбор наиболее подготовленных студентов для обучения на старших курсах, удалось избежать сокращения преподавателей, укрепить связи с предприятиями, уменьшилась нагрузка на общежития, столовые, хотя контингент студентов возрос до 40–45 тысяч.

С учётом опыта УПИ и другие Свердловские вузы (педагогический, юридический, экономический) стали открывать свои филиалы, максимально приближая подготовку выпускников к потребностям регионов, обязательно строго контролируя учебный процесс.

Частные вузы

Осложнения начались с ликвидацией обязательного распределения выпускников, введением деятельности негосударственных вузов и платного обучения. Предполагалось, что негосударственные вузы займут нишу обучения по специальностям, которые отсутствуют в государственных вузах. Но негосударственные вузы объявили набор на конъюнктурные специальности (экономика, юриспруденция), обучение на которых не требовало крупных материальных затрат (лаборатории, стенды, натурные экспонаты), характерных для образовательного процесса в технических вузах. Упрощённая форма обучения, недостаточная требовательность сформировали у абитуриентов потребительский подход: «Здесь проще учиться! Нечего мозги парить! Главное — диплом, а потом я пробьюсь!» Не у всех так получилось! Города стали наполняться нетрудоустроенной молодёжью и молодёжью, работающей не по специальности.

Многие негосударственные вузы, да и ряд государственных из Москвы и Санкт-Петербурга устремились в города области, открывая там филиалы, работающие на контрактной основе. Спустя десятилетия более-менее устойчиво стоят на ногах единицы негосударственных вузов; среди них Гуманитарный университет, Гуманитарный институт, Уральский институт экономики, управления и права. Да и какое высшее образование можно получить в вузах, не имеющих достаточного аудиторного фонда, спортивной базы, центров художественной самодеятельности, большой библиотеки? Разве что за счёт безжалостной эксплуатации возможностей Интернета. Однако сеть филиалов у отдельных вузов разрослась по всей стране, а численность студентов достигала десятков тысяч.

Упрощённые методики обу-чения, случайные, непрерывно меняющиеся преподаватели, слабый системный контроль (да и возможен ли он в отдалении на сотни километров подразделений!). Однако стопроцентная успеваемость, аккуратный сбор денег за образовательные услуги и диплом авторитетного вуза.

К этому привели свободное получение лицензии от Министерства образования РФ на право ведения образовательных услуг в течение пяти лет, отсутствие системного контроля за достоверностью представляемой информации и качеством обучения. Такие полномочия имело Министерство образования РФ, но оно далеко, а представитель его появлялся раз в пять лет на этапе аккредитации.

Совет ректоров вузов в 90-е годы на своих заседаниях рассматривал заявки вновь создаваемых филиалов, однако заключение совета ректоров Министерством образования не всегда учитывалось и даже считалось необязательным. Например, совет ректоров возражал против начала образовательной деятельности финансово-юридического института; однако вузу была выдана Министерством образования РФ сначала лицензия, а затем вуз и аккредитовали. И сейчас с экрана Областного телевидения навязчиво звучит реклама, что это самый продвинутый вуз, расположенный в центре Екатеринбурга.

Навести порядок

Предлагаю издать постановление правительства области, запрещающее главам территорий предоставлять юридический адрес вновь открываемым филиалам без заключения совета ректоров. Следует добиться от Министерства образования РФ права совету ректоров рассматривать существо заявок на открытие филиалов «зарубежных» вузов и поддерживать их только при наличии кадрового, учебно-методического и территориального обеспечения, а главное, при условии открытия новых специальностей, востребованных развитием области и не дублирующих их в существующих вузах. Полезно в структуре областного министерства образования создать группу, которая координировала бы деятельность не только общего и начального, профессионального образования (что сейчас делается успешно), но и высшего профессионального образования.

Министр образования РФ наконец-то занялся расчисткой накопившегося хлама в сети учреждений высшего профессионального образования, но подошёл, как всегда это делают центральные органы власти, с единым аршином, эталоном, которым пытаются причесать территории, вне зависимости от специфики их социальных устоев и материальных возможностей.

Нужен ли данный филиал? Ответ на этот вопрос должна дать местная администрация с учётом концепции развития области. Обязанность ректора вуза, чей филиал расположен на конкретной территории, обеспечить и гарантировать надёжное кадровое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Обязанность местной администрации — обеспечить надлежащее материальное, сервисное наполнение работы филиала, а главное, предусмотреть прохождение производственных практик и трудоустройство выпускников.

В некоторых городах области расположены филиалы нескольких вузов; в нынешних условиях следовало бы им объединиться в полипрофессиональный институт в структуре существующих университетов (тот филиал, который наиболее представителен, и должен стать «градообразующим» вузом с соответствующим подчинением головному своему университету).

В начале 2000-х годов обсуждалась идея организации Северного института с центром в городе Краснотурьинске, предполагающая объединение в один комплекс высшего профессионального образования филиалов северного куста области (Серов, Североуральск, Карпинск, Красноуральск, Нижняя Тура).

Дополнительным вариантом укрепления филиалов вузов представляется объединение их с местными колледжами, например, в Краснотурьинске, Серове, Каменске-Уральске, Верхней Салде, Первоуральске, Невьянске. Это позволит сформировать результативную вертикаль образования, сэкономить средства на оснащение учебных кабинетов (много общих дисциплин) и усилить кадровое обеспечение учебного процесса.

Существенным тормозом в реализации указанных предложений является разноподчинённость вузов и колледжей и разные источники их финансирования: федеральный (вузы) и региональный (колледжи) бюджеты. С учётом современных тенденций развития профессионального образования колледжи больше тяготеют к вузам, нежели к школам и ПТУ — основе общего образования. И их объединения в компетенции губернатора и правительства области.

Считаю, что закрытие филиалов вузов в промышленных городах — поспешный шаг. Необходимо «вытащить» их на новый, более высокий уровень своего существования во имя подготовки востребованных кадров и закрепления их на территориях.

Областная газета Свердловской области