«ОГ» возвращает лицо известному тагильчанину

Фрагмент картины Павла Худоярова «Листокатальный цех» (1830-е годы) (слева) и реконструированный Инной Васфиловой портрет Фотия Швецова.

Фрагмент картины Павла Худоярова «Листокатальный цех» (1830-е годы) (слева) и реконструированный Инной Васфиловой портрет Фотия Швецова.

Рассказывая о самом молодом музее Нижнего Тагила «Демидовская дача», которому недавно исполнился год («ОГ» от 23 сентября), мы уже говорили, что первым владельцем этой дачи был талантливый инженер Фотий Швецов, имя которого сейчас возвращается из небытия. Но мы тогда не упомянули об одной интересной подробности – о том, что это… человек без лица.

Кажется парадоксальным, но в музее, где большая часть экспозиции посвящена именно Швецову, нет его портрета (и это при том, что есть уже проект памятника этому инженеру, который будет установлен у входа в музей). Узнав об этом, мы решили попробовать самостоятельно разыскать этот портрет.

Но для начала расскажем о самом Швецове.

Звезда и смерть крепостного инженера

Фотий Швецов родился в 1805 году в Черноисточинском заводе (под Нижним Тагилом). Отец его — из крепостных, но, занимая должность заводского надзирателя, был по статусу выше простых рабочих. Завод в ту пору принадлежал Николаю Демидову, который по молодости едва не прокутил доставшееся ему наследство, но к началу XIX века занялся своими заводами всерьёз, вкладываясь в талантливых молодых людей, которых за свой счёт учил за границей. И Фотий Швецов, с детства склонный к учёбе, попал в их число: подростком его отправили учиться в Мец (Франция), где он проявил себя настолько блестяще, что продолжил образование сначала в Париже, а затем в Лондоне.

В 1828 году, когда Фотию пришла пора возвращаться в Россию, Николай Демидов умер, а его сыновья Павел и Анатолий, постоянно жившие в Европе, мало знали специфику производства на Урале и не могли оценить класс молодого специалиста: поначалу ему не дали вообще никакой должности! Помогла случайность: на Урал приехал с экспедицией известный немецкий учёный Александр фон Гумбольдт, и Швецову как знатоку языков поручили его сопровождать. Гумбольдт высоко оценил способности инженера, после чего Швецову решили дать в управление рудник, выбрав Меднорудянский. Тут-то Фотий и проявил свой талант, превратив убыточный рудник в процветающее предприятие. Результат оценили, и в 1839 году Швецов получил вольную и был назначен заместителем управляющего (по технической части) всех Нижнетагильских заводов. Тогда-то Фотий Швецов и построил себе дачу, которая год назад стала музеем. В должности технического директора Швецов пробыл восемь лет, успев на многих заводах обновить производство, которое потом работало долгие годы.

Закончилось, однако, всё плохо. Из Санкт-Петербурга в Нижний Тагил приехал новый «главноуполномоченный по делам и имениям Демидовых» Кожуховский, которому не понравился гонор бывшего крепостного, и он его просто уволил — «выкинул как мужика», судачили тогда обыватели. А бывший в ту пору владельцем заводов Анатолий Демидов — тот самый «князь Сан-Донато», побывавший в своих уральских владениях за всю жизнь всего пару раз, — не заступился за инженера. Ему даже приписали «неблагонадёжность», что случалось лишь за связь с декабристами, хотя ничего такого не было доказано.

Обиженный и униженный, Швецов бросил всё и уехал в Томск, где жила его сестра. Там он надеялся поступить на службу, но это оказалось невозможным: горным инженером в то время мог стать только дворянин, а на меньшее Швецов был не согласен. Вскоре сестра умерла, а Фотий, оставшись один, дошёл до такой бедности, что, заболев, «лежал в деревенской избе без ухода», отчего и умер, прожив всего 50 лет.

Портрет Фотия Ильича

Долгое время считалось, что не сохранилось ни одного изображения Фотия Швецова. Причина тому — его скромность. Будучи куда образованнее и грамотнее чем, например, Ефим и Мирон Черепановы, которые были, хотя и талантливыми, но всё-таки самоучками, Швецов руководил большинством проектов, где Черепановы были лишь исполнителями, но избегал упоминаний об этом. Исследователи пишут, что, скорее всего, именно Швецов отправил в газеты заметку о паровозе («пароходе», как тогда писали), который собрали Черепановы, оставив её без подписи. Так же точно он поступал и с научными статьями — печатал их без авторства, что теперь очень осложняет задачу исследования его творчества. Так же точно он не любил и своих изображений. Портрета Швецова нет даже в книге Виктора Виринского, целиком ему посвящённой…

Павел Худояров «Листокатальный цех»

Чудо произошло в 1992 году. Реставратор из Павловска Л. Караваев, реставрировавший картину тагильского крепостного художника Павла Худоярова «Листокатальный цех» (1830-е), с удивлением обнаружил, что у одного из мужчин борода нарисована позже, чем само полотно. На обратной стороне этой картины обнаружилась записка музейного работника: «Вид Листокатального производства написан Худояровым по заказу Ф.И. Швецова». Специалисты сделали предположение, что изображённый мужчина и есть Швецов, который не носил бороды. А «замаскирован» он был либо по просьбе самого Фотия Ильича, либо (скорее всего) позже, когда стал опальным на заводах Демидова.

Казалось бы — ура, портрет найден! — но вновь появились трудности: на большой картине изображённый мужчина — всего лишь маленькая фигурка, и увеличение даёт лишь размытую картинку. Поэтому даже проект памятника Швецову, который сейчас стоит в музее «Демидовская дача» — это фигура, черты лица которой условны.

Эксперимент «ОГ»

Попробовать восстановить черты Фотия Ильича Швецова мы попросили екатеринбургскую художницу и дизайнера Инну Васфилову, давно сотрудничающую с нашей газетой. Выбор пал именно на неё, так как Инна одинаково хорошо владеет как искусством рисунка (она выпускница Екатеринбургского художественного училища имени Шадра), так и компьютерными технологиями, которым обучилась в Уральской архитектурно-художественной академии.

Для восстановления черт лица сначала была максимально увеличена фигура, изображённая Худояровым, которая потом подверглась компьютерной обработке, и затем — на последнем этапе — аккуратно дорисованы черты внешности. О том, что получилось — можете судить по представленному здесь портрету Швецова.

Областная газета Свердловской области