Тест не прошли

Неизвестный фотограф.

Неизвестный фотограф.

Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Свердловской области («Центр «Э») начал проверку тестирования, которое провели в школе №165 Екатеринбурга. Педагоги решили выявить уровень толерантности своих учеников и выдали им опросник на национальную тему. Самый безобидный из 40 провокационных пунктов, на который дети должны были ответить, звучал так: «Есть народы, которые не заслужили доброго отношения».

Все «вопросы» построены именно в утвердительном ключе. И если взрослый в здравом уме уверенно выберет в этом случае вариант «конечно, нет», то детский мозг вполне может оказаться в замешательстве. Тем более, если в подобном его уверяют 40 раз подряд! Конечно, вначале на утверждение, с которого тест начинается, легко сказать «Нет»: «Группа, в которой много разных мнений, не может долго существовать». А вот к последнему вопросу ребёнок уже сомневается и думает — может, и верно здесь написано? Уж слишком категорично и настойчиво звучит: «Власти должны запретить доступ в нашу страну». В середине же теста «спрятаны» самые шокирующие утверждения: «Евреи — такие же граждане, как представители другой национальности» и «Все чеченцы по своей натуре одинаковые».

На вопросы пришлось отвечать детям из двух восьмых, всем девятым, десятым и одиннадцатым классам. Правда, по желанию и, к счастью, анонимно: именное анкетирование разрешено лишь с согласия законных представителей ребёнка. Вот кто-то из ребят и унёс листочки с ответами домой, поделился с родителями (не удивлюсь, если это был еврей или чеченец). Возмущённые родители сделали тесты достоянием общественности, после чего ими заинтересовалась полиция. «Толерантностью в них и не пахнет», — такую оценку дал тексту опросника специалист по экстремизму, бывший сотрудник Центра «Э», консультирующий правительство области. По мнению эксперта, чем меньше муссируется тема любого возможного противостояния национальностей, тем лучше для дружбы народов. И речь не столько о средствах массовой информации, но прежде всего — о семье и школе. Откуда взялся этот скандальный тест?

— Опросник долгое время находился в открытом доступе, несколько лет назад был опубликован в журнале «Классный руководитель» и в книгах по воспитанию подростков, — рассказала «ОГ» директор школы №165 Вера Васильева. — Социальный педагог школы выбрала этот тест для проведения диагностики в рамках подготовки к международному дню толерантности. Любой человек может ошибиться, в следующий раз будем внимательней. На этот раз мы были уверены в верности выбора, поскольку этот же тест рекомендовался в числе прочих городским психолого-педагогическим центром «Диалог».

Выходит, сами педагоги тест на толерантность не прошли — для них содержание анкеты оказалось приемлемым! Между тем в «Диалоге» провокационный опросник с сайта поспешили снять.

— Автор теста — известный в стране специалист по воспитанию толерантности Пётр Степанов, — поясняет «ОГ» директор городского психолого-педагогического центра «Диалог» Галина Васильева. — Он сотрудник Российского института теории и истории педагогики, именно этот тест опубликован во многих сборниках для учителей, поэтому мы посчитали возможным его рекомендовать для использования в школах. Кстати, именно его из всех предложенных нами методических разработок выбрали лишь в одной школе города, остальные предпочли другие варианты занятий.

Однако после того как содержанием вопросов заинтересовалась полиция, сотрудники «Диалога» внимательней вчитались в анкету и… всё же признали некорректной для применения у детей! Я спросила специалиста по детской психологии — так какие же приёмы надо использовать в воспитании, чтобы между детьми разных народов царила дружба?

— Не стоит акцентировать внимание детей на разности их национальностей, — ответила Галина Васильева. — Лучше организовывать для них совместные мероприятия, не разделяя ребят по национальному признаку. Тогда они и будут дружить, невзирая на принадлежность к разным народностям. И будут толерантны, не зная ни этого слова, ни его значения…

Областная газета Свердловской области