В школы возвращаются сочинения, но готовы ли к этому учителя и старшеклассники?

С момента тотального введения ЕГЭ и отмены обязательного сочинения прошло семь лет. Школьники приноровились к новой форме экзамена, но грамотность старшеклассников падала из года в год. Этим летом количество, видимо, перешло в качество: ЕГЭ по русскому страна завалила. Ещё весной заговорили возвращении сочинения, а летом решили его вернуть всерьёз.

Когда учителя взяли курс на подготовку к тестам, выпускники этого года как раз перешли в 5 класс. Итак, дорогие родители выпускников, что мы имеем. 1. Введён экзамен, к которому ваших детей практически не готовили. 2. Это экзамен являестся допуском ко всем остальным экзаменам. Кто напишет сочинение на «незачёт» - школу не закончит. 3. Дата проведения сочинения – 3 декабря 2014 года, пересдача в феврале.

Отсюда напрашиваются вопросы: справятся ли выпускники с внезапно возникшим экзаменом? Успеют ли они подготовиться к сочинению за оставшиеся полтора месяца? С этими вопросами мы обратились к Юлии Фишман, руководителю одного из образовательных центров Екатеринбурга. Юлия Петровна предложила всем желающим выкладывать свои сочинения на сайте «Могу писать». Преподаватели русского языка обсуждают работы на форуме, указывают на ошибки, дают выпускникам рекомендации.

- Юлия Петровна, что же можно сказать по поводу присланных работ?

- Я, конечно, догадывалась, что уровень сочинений сегодня будет значительно ниже того уровня, что показывали мы, заканчивая школу… Но то, что присылают дети, вызывает культурный шок. Семи лет школьных реформ хватило, чтобы вырастить совершенно безграмотное поколение. Требования ФИПИ к сочинениям более чем мягкие. Главное написать на тему, внятно выразить мысль и подтвердить её одним литературным примером. Но и этого выпускники в большинстве своём сделать не в состоянии.

Считанные единицы понимают, о чём они вообще пишут. В большинстве сочинений либо мысли нет совсем, либо высыпан ворох тезисов, никак не связанных между собой. Практически у всех примеры оторваны от остального сочинения. В тему не попадает половина. Видно, что дети рассуждать о чем-либо нематериальном не привыкли.

Сочинения демонстрируют отсутствие элементарных знаний о мире и истории. Некоторые работы мы даже не показываем на сайте, чтобы не позорить авторов. Один мальчик (11 класс!) перепутал крестьян с христианами. Думал, это одно и то же. Его ровесница о расстреле царской семьи рассказала так: «Царица с дочерью пошли в лес, и там на них напали бандиты и убили», эти сведения она вынесла из экскурсии на Ганину яму. Многие выпускники вообще ничего не знают о революции, то есть не подробностей не знают, а о самом факте. И о семидесяти годах советской власти не знают. И о войнах. Пишут, что вся Вторая мировая война шла в Сталинграде (видимо, фильм посмотрели). Анализируют стихотворение «Бородино» и не понимают, кто такой Наполеон и как французы оказались под Москвой. А как вам такое: «В Петербурге белые ночи, потому что у них там особое природное явление – свечение неба».

Не понимая прямых значений слов, дети, разумеется, вообще не улавливают переносных. Мало того, что читать многие не пробовали. Если сядут читать сейчас – они же ничего не увидят, кроме сюжета.

А язык сочинений! Это же какой-то набор слов. Вот пара примеров. «Поэт с разных сторон подходит к такой родной и тонкой материи, которая становится очень близкой, но в то же время остается на не досягаемом расстоянии» (весь анализ стихотворения). «Стремление автора обратить читателя лицом к презираемой многими его современниками реальности, преломляется и в той особенной, характеристикой для Бунина, манере передавать чувственное многообразие мира в его цветовой палитре, конкретике при видимом равнодушии к общеизвестному.» О чём это???? Где связь смыслов, где сочетаемость слов?

- Что говорят ваши коллеги? Смогут они подготовить своих учеников к экзамену за оставшееся время?

- Я провела опросы на нескольких учительских форумах. Большинство преподавателей считает, что дети к декабрьскому сочинению не готовы. Некоторые уповают на лояльные критерии оценки, и ни один человек ни на одном форуме не проголосовал за то, что экзамен будет сдан хорошо. Учителя возмущены и возмущения своего не скрывают. «Я глубоко возмущена, – пишет одна учительница. - Но не учениками, а организаторами этого безобразия. Несколько лет сокрушались, что детей не учат писать сочинения, что в школе перестали изучать литературу. И наконец решили начать. С чего? Ну конечно же, с выпускного вступительного сочинения. С чего ж еще?» Это сообщение собрало массу лайков.

И всё даже ещё хуже, чем вы думаете. За годы реформ в школах возник слой преподавателей, которые искренне считают, что научить детей грамотно писать и рассуждать логично - невозможно. «Это утопия», - пишут они в обсуждениях и не верят, что раньше-то учили. Если стажисты хотя бы знают, что делать, то многие молодые учительницы русского языка и литературы, никогда не работавшие над сочинением, сейчас просто опускают руки.

- Какие меры могут принять родители выпускников в этой ситуации?

- К такому экзамену готовят годами систематической работы. Но кое-что можно успеть и за месяц. Во-первых, родители должны осознать, что проблема существует. Во-вторых, надо выделить время (и не один час!), чтобы поговорить с ребёнком на разные темы. О революции, о войне, о сталинских репрессиях, о том, как менялись ценности, о том, что такое коммунизм и капитализм, о глобальных проблемах человечества, о фотосинтезе, о смене времён года. Походите по музеям для наглядности. В-третьих, посмотрите вместе с ребёнком несколько хороших экранизаций художественных произведений и обязательно обсудите затронутые темы, поступки героев. Пусть ребёнок сам попытается сформулировать, зачем автор написал произведение, какие мысли мы можем почерпнуть. Потом организуйте чтение хотя бы нескольких книг по просмотренным фильмам. Читать будет намного легче. И главное – пробуйте писать сочинения. Не реже раза в неделю. Найдите хорошего преподавателя, который будет говорить, что не так. Пишите и переписывайте, пишите и переписывайте. Конечно, придётся и заучивать готовые сочинения. Но проследите, чтобы ребёнок не взял тексты времён соцреализма. Оправдание революции сейчас будет смотреться, по меньшей мере, неадекватно.

Областная газета Свердловской области