Большинство элитных школ Свердловской области в этом году не смогли подтвердить свой статус

Министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов на совещании представителей муниципалитетов заявил, что две третьих выпускников региона вынуждены обращаться к репетиторам. 76 процентов одиннадцатиклассников на экзамене по математике не смогли набрать 60 баллов – порогового значения для вузов при приёме на бюджетные места. Падение уровня образования наблюдается даже в элитных школах — лицеях и гимназиях.

В нашей области 709 средних общеобразовательных школ, а повышенный статус имеют 65 (то есть меньше 10 процентов). «Избранные» и из бюджета финансируются лучше, и услуг, за которые платят родители, в них больше. Считается, что учителя в них подбираются особенные, с них больше спрос, а потому и качество образования у них выше. Действительно, лицеи и гимназии, соответствующие своему гордому имени, на Среднем Урале есть, но их, увы, единицы.

В нынешнем году границу 60 баллов по математике преодолели лишь три екатеринбургских образовательных учреждения: лицей № 130, гимназия № 9 и лицей №144. Средний же уровень по всем лицеям и гимназиям — всего 53–55 баллов. 29 выпускников свердловских элитных школ ЕГЭ по математике вообще завалили (то есть набрали меньше 20 баллов).

Немногим лучше ситуация с физикой. Средний балл ЕГЭ по этому предмету в свердловских лицеях — всего 57,2, что лишь на 12 баллов выше показателя обычной школы.

— Не смогли сдать экзамен по математике даже на минимальный балл выпускники лицеев Нижнего Тагила, Верхней Туры, Кушвы, Сухого Лога, Камышлова и даже Екатеринбурга, — негодует Юрий Биктуганов. — Государство выделяет дополнительные бюджетные места в вузах на технических направлениях, работодатели предлагают рабочие места для молодых специалистов-технарей, предоставляют им социальные гарантии, зачастую решают квартирный вопрос! Школы гордо именуют себя «лицеями», а сами не могут научить детей решать даже элементарные задачи из программы математики восьмого класса, чтобы они достойно сдали госэкзамен…

Этим летом из-за низких результатов на ЕГЭ Уральский федеральный университет вынужден был (невиданное дело!) закрыть 300 бюджетных мест на технических специальностях.

— Вуз пошёл на это, стремясь сохранить уровень подготовки поступающих, — объяснил ситуацию ректор УрФУ Виктор Кокшаров.

- Называя образовательное учреждение «лицеем» или «гимназией», его руководство возлагает на себя обязанность более качественно заниматься образованием детей, - считает бывший директор лицея №130 Екатеринбурга, теперь возглавляющий лицей УрФУ Андрей Мартьянов. - Другое дело, что в 2000-е годы получить такое название было довольно нетрудно, и этой возможностью стали пользоваться излишне часто. Кстати, в новом законе «Об образовании» лицеи и гимназии вовсе не значатся, так что учреждения, желающие оставить это звание за собой, вынуждены будут поставить его в кавычки. А родители должны не только смотреть на надпись на фронтоне школы, куда идут учиться их дети, а ещё и интересоваться успехами её педагогов и учеников.

Однако руководство многих и многих, по сути, рядовых школ не спешит это делать.

— Всё просто: не будет гордого названия «лицей» или «гимназия» — за что же тогда с родителей деньги возьмёшь? — рассуждает Дмитрий Болесов, руководитель екатеринбургской общественной организации «Родительское собрание». — Вместо того чтобы повышать качество учительской работы, директора занимаются очковтирательством и улучшением имиджа образовательного учреждения. Когда им пеняешь на низкие результаты ЕГЭ, то отговариваются тем, что по новому законодательству конкурсный отбор в средние общеобразовательные учреждения запрещён. Мол, им приходится учить всех подряд детей, а не только одарённых, потому и результаты низковаты. Однако в том-то и дело, что одарённых научить каждый сможет, в этом никакого особого педагогического мастерства нет. Талант учителя и миссия лицеев и гимназий заключается именно в том, чтобы качественно дать знания любому среднему школьнику. До тех пор, пока руководство образованием не будет последовательно в требованиях к школам, родителям придётся учить детей у репетиторов.

Учителя, с которыми удалось поговорить корреспонденту «ОГ», все как один жалуются на засилье бюрократии в школах. За прошлый учебный год только из мэрии Екатеринбурга в образовательные учреждения ушло 3,5 тысячи телефонограмм. Рекорд прошлого года — 70 за день. А ещё у педагогов — двойное ведение журналов (электронного и бумажного). Вот и выходит, что вместо того, чтобы больше работать с учениками, готовиться к урокам и в конечном счёте работать над повышением экзаменационных баллов, учителя занимаются заполнением разного рода бумаг.

Областная газета Свердловской области