Весь нынешний малахит родом из… Африки

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

Самая большая глыба малахита была найдена на Меднорудянском месторождении в июне 1835 года, её вес — около 40 тонн. В 1837 году эту глыбу демонстрировали на Урале цесаревичу Александру — будущему Александру II (см. картину слева от экспоната). Позже глыбу раскололи, а камень использовали в облицовке интерьеров Исаакиевского собора и Эрмитажа в Санкт-Петербурге, сохранив лишь сравнительно небольшие куски (до 500 килограммов), которые сейчас находятся в музеях Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Ну а самая большая глыба из ныне сохранившихся добыта в Гумёшевском руднике в 1770 году: её вес — 2,7 тонны, она хранится в Горном музее Санкт-Петербурга.

В Уральском геологическом музее открылась выставка «Малахитовая сокровищница России». Сегодня этот зеленый самоцвет – символ Урала, воспетый Бажовым, только в музее и можно увидеть.

При геологическом музее есть несколько небольших магазинов, где туристам предлагают сувениры из натурального камня. Есть там и поделки из настоящего малахита, вот только родом он не из Уральских гор, а из рудников африканской Демократической Республики Конго, которую здесь по старинке называют Заиром.

— В последний раз мне довелось разыскать в отвале малахит в начале 70-х годов прошлого века, когда я ещё был студентом-геологом, — рассказывает сотрудник музея Валерий Григорьев. — И уже в то время это была редкая находка…

Малахит — один из самых древних поделочных камней: существуют археологические находки украшений из этого камня на берегу Евфрата, которым несколько тысяч лет. А уральский малахит своей славе обязан двум людям — заводчику Анатолию Демидову и писателю Павлу Бажову.

Все крупные поделки из уральского малахита — наборные, они состоят из небольших пластин толщиной не более 1–2 миллиметров. Искусство мастера состояло в том, чтобы при наборе сохранить оригинальный рисунок знаменитых малахитовых узоров. Фото: Алексей Кунилов.

Самые известные месторождения, где добывался малахит на Урале, — это Гумёшевский рудник (Полевской) и Меднорудянское месторождение (под Нижним Тагилом). Но основное сырьё этих месторождений — медь, а малахит долгое время был лишь сопутствующим. Но купец Алексей Турчанинов еще в 30-е годы XVIII века стал разрабатывать рудник комплексно, помимо меди активно пропагандировать изделия из зелёного камня. Привозил на рудник учёных, коллекционеров, полевские мастера творили из него всё больше поделок, изделия щедро дарили музеям. А потом малахит даже стал царским подарком — малахитовую вазу, канделябры, инкрустированный стол Александр I подарил Наполеону. Позднее интерес к малахиту развил Анатолий Демидов, который в начале XIX века сумел провести, выражаясь современным языком, «пиар-акцию» по продвижению этого камня, начав украшать им свой дом в Санкт-Петербурге. Тут же нашлись желающие подражать, и к концу 30-х годов Демидов уже стал поставщиком этого камня для императора Николая I: царь принимает предложение архитектора А. П. Брюллова восстановить сгоревший яшмовый зал в Зимнем дворце с заменой в облицовке колонн яшмы на малахит. Вот только длился тот взлёт популярности недолго: качественный камень в больших количествах быстро иссяк. Но зато малахит начали активно использовать для более мелких поделок. В Уральском геологическом музее сохранились две вазы, изготовленные в 1850 году.

Второй всплеск популярности малахита, который в какой-то мере сохраняется до сих пор, начался в середине ХХ века — после публикации книги сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». На выставке можно посмотреть различные малахитовые изделия 50-х годов ХХ века, сделанные руками уральских мастеров в пору расцвета популярности малахита. Однако уже в то время камень для этих поделок скребли, что называется «по сусекам», а к началу 70-х запасы его совсем иссякли.

— Если сейчас вам предлагают купить малахит, то этот камень точно будет заирским, — говорит Григорьев. — Ну а если предлагают малахитовую облицовку, то скорее всего это будет китайский синтетический аналог, которому придали внешний вид малахита. Есть ещё малая вероятность продажи искусственного камня, но это и вовсе редкость: вырастить искусственный малахит недёшево, а качество его явно хуже натурального.

Областная газета Свердловской области