Вонь отсюда!

Иллюстрация: Виктор Богорад

Иллюстрация: Виктор Богорад

Нынешняя зима стала для многих жителей Екатеринбурга настоящим испытанием на прочность. Горячая вода, бегущая из кранов, превратилась из блага в наказание. Тёмная, с, мягко говоря, неприятным запахом, она вызывает раздражение на коже, оставляет пятна на ванне, заставляет отказаться от ручной стирки в тёплой воде. Купать малышей в этой грязи просто страшно, да и самим мыться не очень-то приятно.

Мнение эксперта

  • Врач-дерматолог Центральной городской больницы №3 Игорь Тырзу:
  • — В зимний период, когда в Екатеринбурге начинаются проблемы с горячей водой, количество пациентов, которые жалуются на повышенную сухость кожи и аллергические реакции, резко возрастает. Это, конечно, лечится, но постоянно повторяется. Поэтому главный совет, который я могу дать в такой ситуации: реже мыться и меньше находиться под душем.

Откуда мутная водичка?

В поисках правды жильцов отправляют со ступеньки на ступеньку, выше и выше. От ТСЖ — к управляющей компании, от управляющей компании — к поставщикам услуг: СТК и свердловскому филиалу ТГК-9 (обе компании входят в КЭС-Холдинг). В зоне ответственности Свердловской теплоснабжающей компании — магистральные теплосети. На ТЭЦ, принадлежащих ТГК-9, производятся тепло и горячая вода. Это уже монополисты, с которыми и предлагают разбираться управляющие компании. Они, мол, главные, с них и спрашивайте.

Вот такая у нас водичка. Ни умыться, ни постирать. Неизвестный фотограф.

Пресс-секретарь ТГК-9 Светлана Тимченко объясняет: качество горячей воды на выходе с ТЭЦ и в магистральных сетях проверяется регулярно, и нарушения компания устраняет незамедлительно (надо сказать, что замечаний к работе этих компаний у надзорных органов практически нет). Откуда же тогда эта нестерпимая вонь? В ходе расследования удалось выяснить, что причина запаха везде одна и та же, а вот источники могут быть разными. И ещё вопрос — почему же вода пахнет в большой части города, но не во всех домах, в разных районах по-разному, да и цвета эта злосчастная горячая вода везде разного — остаётся открытым.

За чей счёт закрывать «открытую» схему?

Теплоснабжение Екатеринбурга осуществляется по открытой схеме, а это значит, что в наши краны зимой поступает теплоноситель: горячая вода, которая уже прошла через батареи. После батарей она по трубам отправляется на теп-лопункты, где «доводится до кондиции», а уж потом, по внутриквартальным сетям, попадает в общедомовые, из общедомовых — к нам в квартиры.

По правилам, на старте отопительного сезона все квартальные и общедомовые сети, находящиеся в зоне ответственности управляющих компаний, необходимо промыть и продезинфицировать. И все УК предоставляют акты о том, что сети к сезону готовы. Но предоставить акт и качественно промыть сети, говорят в ТГК-9, — это разные вещи. Где-то к задаче отнеслись спустя рукава, где-то и вовсе сэкономили на больших и недешёвых работах. Сделать пробы, провести анализ в каждом доме такого огромного города, как Екатеринбург — по меньшей мере сложно. Вот и побежала чистая вода по грязным трубам, и потащила за собой всю встреченную по дороге грязь.

— С помощью наших читателей мы создаём «карту зловонной горячей воды». Точек на ней становится всё больше,— говорит главный редактор портала е1.ru Ринат Низамов.

Обратите внимание на эту карту. Жалобщики живут как-то кучно. В соседних домах, в одном районе. Тысячи екатеринбуржцев содрогаются от отвращения, открывая кран. Но почему все они так близко? Да потому, возможно, что рядом с ними непромытая, запущенная сеть. И тут уж ни новые трубы во всём доме, ни отремонтированные квартальные сети не помогут. Вода-то при открытой схеме циркулирует по трубопроводам и, «запачкавшись» в одном месте, весело разносит гадкие запахи по окружающим домам.

Обмануть надзорные органы, даже если они и захотят проверить качество воды, несложно. Лаборанты, которые делают пробы воды, чаще всего не представляют себе, как устроена система теплоснабжения в доме, поэтому берут горячую воду из того крана в подвале дома, на какой им укажет представитель управляющей компании. Но сантехник-то — в курсе, что проба, взятая «на входе» в дом, и проба воды, уже погулявшей по сетям, — это разные вещи. Хорошо ещё, что при таком раскладе эпидемии по городу не поползли. Мало ли что в некачественно продезинфицированных сетях окажется.

Да, открытую схему теплоснабжения в закрытую за пару дней не переделать. Но в декабре 2011 года был принят федеральный закон, в соответствии с которым с 1 января 2022 года город должен перейти на закрытую схему теплоснабжения. Такая схема предусматривает, что холодная вода из наружной водопроводной сети подаётся в теплообменник, нагревается до необходимой температуры, а затем посредством насосов транспортируется потребителям. Сразу по закрытой схеме начала формироваться система теплоснабжения микрорайона «Академический», поэтому оттуда и жалоб нет.

Дело хорошее, да вот откуда возьмутся миллиарды на реконструкцию? ТГК-9 инвестирует в проект 13 миллиардов. Но это — капля в море. Слишком велик объём работы. По нашим данным, поиском инвесторов не слишком активно занимается пока и мэрия Екатеринбурга.

Как жить, если терпеть невозможно?

Допустим, что даже при нынешнем бездействии властей Екатеринбурга к 2022 году всё само собой как-нибудь разрешится. Но восемь лет тоже нужно как-то прожить. Может, стоит не терпеть, а незамедлительно искать причину и устранять её? Тем более что причина-то очевидна. Да, трудно найти виноватого, если «никто не виноват».

Тут бы и вмешаться городу. Но в Железнодорожном районе Екатеринбурга, в котором всегда была, мягко говоря, «неважная» вода, отвечают, что жалоб на качество горячей воды нынешней зимой не было. В отделе ЖКХ Кировского района заявили, что администрация за качество воды ответственности не несёт. Если что не нравится, жалуйтесь в управляющие компании. Но кто, если не городские и районные власти, обязан контролировать качество работы управляющих компаний?! Кто, если не город, должен отвечать за качество нашей жизни? А уж в ситуации, когда тысячи людей готовы выйти на улицы с требованием навести порядок, делать вид, будто ничего не происходит — просто преступно. Жалобы поступали в администрации Орджоникидзевского и Октябрьского районов. Но оттуда жалобщиков посылают по уже известному кругу.

Эксперты-коммунальщики косвенно подтверждают свою вину:

— Горячая вода на выходе чистая, но проходит через километры труб, а везде же отложения. Никто их детально до чистоты не промывает, — поделился с порталом e1.ru эксперт из управляющей компании. — Вот и причина запаха. А цвет — от ржавых внутридомовых сетей.

Получается, что причина всему — объективная. Навроде зимних морозов.

Между тем в соответствии с пунктом 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» организация, предоставляющая потребителю коммунальные услуги, обязана самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, а также производить перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. В соответствии со статьёй 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

Следовательно, работать над качеством горячей воды обязаны управляющие компании. Если не могут по отдельности, они должны вместе найти источники загрязнения и устранить их, пока не случилось большой беды. А организовать их на такую работу должна мэрия Екатеринбурга. Кроме неё некому. Но пока качеством нашей жизни никто заниматься не собирается. Должно быть, в мэрии есть вопросы посерьёзнее этого.

Акция в тему

Люди с активной жизненной позицией решили начать борьбу самостоятельно. Вот что предлагает в Фейсбуке главный редактор екатеринбурского городского портала 66.ru Богдан Кульчицкий:

«Где-то с полгода назад мы поняли, что собирать жалобы и писать, где вонючая вода — малоэффективно. Потому собираем авторизованные подписи через специальную защищённую форму вот тут: http://66.ru/voda/ (верификация по номеру телефона). Все подписавшиеся оставляют таким образом свои адреса и имена под петицией мэру Евгению Ройзману, сити-менеджеру Александру Якобу (http://66.ru/news/podverstka/144118/) и под заявлением на имя прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова, руководителя свердловского Роспотребнадзора Сергея Кузьмина, начальника областного Управления Государственной жилищной инспекции Алексея Россолова (http://66.ru/news/podverstka/144117/)».

Областная газета Свердловской области