«Для слепых Екатеринбург доступнее Парижа»

Марк Офран: «Меня пригласили за город и я получил незабываемые ощущения: катался на санках и даже купался в проруби по крещенскому обычаю». Фото предоставил Олег Колпащиков

Марк Офран: «Меня пригласили за город и я получил незабываемые ощущения: катался на санках и даже купался в проруби по крещенскому обычаю». Фото предоставил Олег Колпащиков

В столицу Урала для организации Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями прибыл вице-президент французской ассоциации слепых Марк Офран, который дал эксклюзивное интервью «ОГ».

Справка «ОГ»

Идея проведения в Екатеринбурге Всемирного конгресса инвалидов родилась в 2012 году, когда в столице Урала проходил Всероссийский конгресс для людей с ограниченными возможностями. Идею поддержал организатор нескольких крупных европейских мероприятий той же направленности Томас Крауз. Он уже дал согласие принять участие в организации конгресса в Екатеринбурге, который состоится в 2017 году.

В числе организаторов мероприятия — областное министерство международных и внешнеэкономических связей, министерство социальной политики области, общественные организации «Благое дело» и «Белая трость».

– Марк, расскажите о себе. Когда вы занялись общественной работой?

– Я с детства инвалид по зрению, и в юности французская ассоциация слепых помогла мне получить образование. Однако став тинейджером, я выбрал путь – совсем не общаться с другими слепыми и жил исключительно среди обычных людей. У меня рядовая, здоровая семья: жена и трое детей, а сам я до 60 лет работал в статистическом бюро. Можно считать, что до этого времени я оставался тинейджером, и лишь потом решил, что пора отдавать долги: уже четыре года я занимаюсь проблемами слепых.

– С какими трудностями сталкиваются слепые во Франции?

– Главная проблема у нас одна, где бы мы ни жили: мы незрячие. При этом мы должны иметь возможность учиться, работать, быть самодостаточными. Мне было трудно учиться, трудно получить работу и справляться с ней. Например, я всю жизнь пользовался помощью людей, которые за почасовую оплату читали мне вслух документы.

Сегодня во Франции получить образование незрячему человеку проще, чем во времена моей юности: появились компьютеры, навигаторы и прочие гаджеты, очень сильно облегчающие жизнь слепым и слабовидящим. Также работают специальные социальные педагоги.

– Чем привлекательны для вас Россия и Екатеринбург?

– В вашей стране я впервые побывал с семьёй как турист в 1977 году – в Москве и Ленинграде. Сейчас я в России во второй раз.

Мне кажется очень важным проведение Всемирного конгресса именно в Екатеринбурге, потому что европейцы почти совсем не знакомы с российскими организациями инвалидов, а здесь, на Урале, инвалиды очень активные. Свою задачу я вижу в том, чтобы налаживать тесные контакты между нами.

Личные впечатления: рад, что приехал сюда именно зимой. Меня пригласили за город и я получил незабываемые ощущения: катался на санках и даже купался в проруби по крещенскому обычаю. Меня фотографировали, и среди моих друзей эти снимки произвели настоящий фурор: у меня телефон просто разогрелся от СМС, на которые я устал отвечать!

– Вы считаетесь экспертом по доступности среды для инвалидов. Как с этой точки зрения вы оцениваете вашу поездку и город Екатеринбург?

– Я по складу характера «странный профессор» вроде Паганеля из романов Жюля Верна: рассеянный и не всегда внимательный, но езжу при этом без сопровождающих, поэтому очень ценю, когда люди ко мне относятся предупредительно. Признаюсь, пока что я приятно удивлён: ко мне все очень внимательны – от стюардесс «Аэрофлота» до сотрудников отеля, где я живу.

Что же касается доступности Екатеринбурга, то судя по моей вчерашней прогулке по центру города, для слепого ваш город доступнее Парижа. Причина проста: исторический центр Парижа – это кривые маленькие улочки, где легко заблудиться, а улицы Екатеринбурга прямые и широкие, здесь легко ориентироваться.

Областная газета Свердловской области