Магазины ОБЯЗАНЫ заменить сломавшийся товар — даже если он подорожал

В редакцию «Областной газеты» поступило несколько звонков от возмущённых свердловчан, купивших в последнее время электронику и бытовую технику в интернет-магазинах Екатеринбурга. Товары, приобретённые нашими читателями накануне новогодних праздников, проработали не больше месяца со дня покупки и сломались. А обменять их не получается.

В связи с тем, что цены на эту продукцию за минувшие недели существенно выросли, то сотрудники магазинов, вместо того, чтобы заменить покупку на идентичную, предлагают покупателям якобы единственно возможный выход — забрать ту сумму, которая указана в чеке.

— Перед Новым годом я купил своей жене в подарок смартфон за 24 тысячи рублей, — рассказал «ОГ» Сергей Михонцев. — Где-то через три недели он перестал заряжаться. Тут же я отнёс его в сервисный центр интернет-магазина, где его заказывал. Экспертиза показала, что ремонту смартфон не подлежит, а поломка случилась не по нашей вине. Сотрудники магазина предложили мне забрать деньги. Я отказался, потребовав, чтобы мне взамен сломанного смартфона выдали точно такой же, но рабочий. Менеджер сказал, что не может этого сделать, так так этот товар уже подорожал на пять тысяч рублей, и вариант обмена товара будет несоизмерим с его первоначальной стоимостью, так что берите сумму, указанную в чеке. Сколько я с ним не спорил, он настаивал на своём.

Другой случай. Тоже из предновогодних покупок. Тоже интернет-магазин, только другой. Тоже подарок жене, только теперь уже не смартфон, а холодильник за 55 тысяч рублей. Тоже поломка на четвёртую неделю эксплуатации. Тоже категорическое «нет» на просьбу обменять товар на идентичный.

— По гарантии его пытались отремонтировать, но не смогли, — объясняет Сергей Пономарёв. — После чего предложили забрать деньги по чеку, но я попросил обмен, тем более, что на сайте значилось: такая модель есть. Но мне ответили, что холодильников больше нет. Тогда я попробовал оформить заказ под другим именем, и мне тут же наличие нужной модели подтвердили. Значит, есть такие холодильники!

По словам специалиста по ритейлу Василия Новгородцева, цены на товары растут не только на магазинных полках, повышаются и закупочные цены. Естественно, магазину невыгодно обменивать подорожавший товар или возвращать сумму его возросшей стоимости.

В интернет-магазинах отказались комментировать сложившуюся ситуацию, сославшись на то, что нет нужных людей, которые бы смогли ответить на вопросы. А вот в областном Роспотребнадзоре, напротив, объяснили, кто прав в сложившейся ситуации.

— Продавцы могут отказать в обмене неисправного товара, если у них в наличии нет идентичного образца. По закону, повышение цен на товар никак не влияет на такой обмен, — рассказывает начальник пресс-службы Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Лукьянцева. — Если в магазине всё же не оказалось такой же модели, то продавец должен возместить покупателю нынешнюю сумму товара, а не докризисную (ту, что указана в чеке). Об этом прямо сказано в статье 24 закона «О защите прав потребителей»: при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения этого требования.

По словам Натальи Лукьянцевой, если магазин нарушает закон, тогда покупателю нужно написать претензионное письмо на имя продавца. Если его не удовлетворят, тогда необходимо обратиться в суд.

Областная газета Свердловской области