Дети перегружены

Десять часов напряжённых занятий в день нелегко выдержать даже взрослому. Стоит ли требовать этого от детей? Фото: Алексей Кунилов.

Десять часов напряжённых занятий в день нелегко выдержать даже взрослому. Стоит ли требовать этого от детей? Фото: Алексей Кунилов.

53 часа в неделю тратит в среднем свердловский восьмиклассник на школьные уроки и подготовку домашних заданий. Такая цифра прозвучала на заседании комитета регионального парламента по вопросам законодательства и общественной безопасности во время отчёта Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области Игоря Морокова о работе, проделанной за 2014 год.

Если разделить эти 53 часа на пять рабочих дней, то получается, что среднестатистический школьник у нас трудится свыше десяти часов в день. Это больше, чем нагрузка на взрослых.

– Это даёт отрицательный социально-педагогический фактор, – сказал областной детский омбудсмен. – Сейчас у меня буквально не проходит ни одного дня без того, чтобы ко мне не поступила как минимум одна жалоба, касающаяся ситуации в образовательных организациях. Много конфликтов между учителями и учениками, внутри детских коллективов, между учителями и родителями школьников. Мне кажется, что в значительной степени причина возникающих споров кроется в огромнейшей нагрузке, свалившейся на всех участников образовательного процесса (детей, их родителей и учителей).

С точки зрения Уполномоченного по правам ребёнка, давно пора ставить вопрос об освобождении школьных программ от массы дополнительных, зачастую ненужных предметов.

– Надо подробно посмотреть количество и качество учебных дисциплин, на которые приходится тратить время нашим детям. Приведу удививший меня пример. В учебном плане одной из уральских школ я увидел элективный курс, в ходе которого преподаются тонкости поиска работы в англоязычных странах. А нужно ли это нашим детям? На мой взгляд, здесь требуется широкое общественное обсуждение. Какая у нас конечная цель образования? Чтобы дети выросли счастливыми и востребованными. Но способствует ли этому непомерная учебная нагрузка? Или она только создаёт ненужное социальное напряжение? – поставил важные вопросы Игорь Мороков.

Кроме того, с его точки зрения, необходимо усилить работу с родителями.

– На мой взгляд, мы неплохо научились управлять различными процессами в госучреждениях, но одновременно основные проблемы детей на сегодняшний день сконцентрировались в семьях, – подчеркнул Игорь Мороков. – Именно из-за халатности родителей дети получают травмы или даже гибнут от пожаров, ДТП, всевозможных несчастных случаев. Считаю, что наша задача на 2015 год – на­учиться корректно и аккуратно работать с семьями. В первую очередь в этом смысле могли бы помочь клубы по месту жительства, которые сегодня стали выполнять исключительно функции учреждений допобразования. На мой взгляд, надо их вновь, как это было во времена Советского Союза, превратить в центры по работе с семьёй.

Областная газета Свердловской области