Учёба лишней не бывает

Фото: Алексей Кунилов.Нормативы на выполнение домашнего задания сегодня не больше, чем в советское время.

Фото: Алексей Кунилов.Нормативы на выполнение домашнего задания сегодня не больше, чем в советское время.

Познакомившись с некоторыми положениями отчёта о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области, я как бывший педагог и мама школьницы решила поспорить с прозвучавшими в нём выводами.

Напомним, детский омбудсмен на этой неделе рассказал о результатах своей деятельности за прошлый год в комитете регионального парламента по вопросам законодательства и общественной безопасности (см. материал «Дети перегружены» в «ОГ» за 25.02.15).

Уважаемый Игорь Мороков указал на данные, вызвавшие у меня и, не ошибусь, у многих свердловских педагогов и родителей большие сомнения. Что именно дало основание считать, что средний восьмиклассник в Свердловской области занимается учёбой 53 часа в неделю или примерно десять часов каждый рабочий день? Прежде всего количество часов следовало бы разделить на шесть — в большинстве свердловских школ шестидневная учебная неделя, пятидневка только у первоклассников. Могу предположить, что шокирующее число получилось на основании какой-то бумажной отчётности. Но к действительности-то она не имеет никакого отношения и верить этим показателям не стоит. И поскольку за основу взяты ложные данные, то и выводы появляются заведомо ложные: предложение освободить детей от чрезмерной нагрузки и «почистить» школьную программу от ненужных предметов.

Возьмём за отправные точки диспута о современном школьном образовании факты, с которыми трудно спорить. Прошлогодние результаты ЕГЭ показывают, по словам министра образования области Юрия Биктуганова, что лучшие ученики региона по физике не могут решить задачи из программы седьмого класса. Данные по математике едва лучше. О падении грамотности у современной молодёжи говорят так много, что набило оскомину. Но это правда. Юрий Циовкин, доктор физических наук, преподающий физику вчерашним выпускникам школы в УрФУ, рассказывает:

— На диагностической контрольной по математике этой зимой четверть одиннадцатиклассников и треть девятиклассников не справились с задачей из пятого класса: «Павел Иванович купил американский автомобиль, спидометр которого показывает скорость в милях в час. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 57 миль в час? Известно, что 1 миля равна 1609 метрам. Ответ округлите до целого числа». Если бы восьмиклассники действительно учились 53 часа в неделю, то они смогли бы решить эту элементарную задачу.

Ещё один факт: современные школьники стали меньше читать, они всё больше сидят за компьютерами. Однако то время, которое дети проводят за экранами мониторов или пока держат в руках планшеты, они тратят не на учёбу. Это чистой воды развлечение. И говорить, будто ученик средних классов день напролёт учится — ошибка. Это очевидность, которую знают все родители и учителя. Хотелось бы, чтобы она была видна и из окна кабинета детского омбудсмена.

Тем более опасно заявлять, что школьников следует «разгрузить» и освободить от ненужных уроков. Подобные утверждения чреваты — первым делом у нас в стране всегда сокращают «трудные» уроки — математики, русского языка, литературы, физики, истории и химии. Что же ещё? Ведь это из-за проблем в изучении именно этих предметов родители и дети ежедневно пишут жалобы и письма, как рассказывает Игорь Мороков. Ну не на ОБЖ ведь жалуются! И не на театральные кружки…

Исходя из логики отчёта, чтобы снизить градус социальной напряжённости, следует… поотменять уроки. Пусть дети отдыхают! Зачем им мешать сидеть за гаджетами и резаться в компьютерные игрушки? Зато люди наконец прекратят беспокоить официальные инстанции своими посланиями. И напряжение в обществе снизится. Правда, что будет с этим обществом через некоторое время, когда неучи подрастут и, не привыкшие работать, окажутся совершенно неподготовленными к жизни, не говорится. А напрасно. Об этом стоит думать.

Учиться нелегко, на уроки надо тратить время и силы. Напрягать мозг и память. Но что в этом плохого? В качестве примера Уполномоченный по правам ребёнка приводит факультатив на какую-то узкую тему о жизни англоязычных стран. Да, не лучший вариант для изучения в школе. Но по одному только этому факту не надо стричь под одну гребёнку все факультативы во всех уральских школах. И самое главное — у наших детей должна быть возможность получить более глубокие знания трудных, но таких нужных предметов — физики, химии, алгебры и геометрии.

Мысли по поводу

Перегружены ли дети в школе?

Андрей Ивонин, директор лицея №109 Екатеринбурга:

— Мне совершенно непонятно, откуда можно взять цифру, что восьмиклассники занимаются учёбой 53 часа в неделю. Вот я смотрю расписание нашего лицея: наши восьмые классы занимаются 36 академических часов при шестидневной учебной неделе. Такая норма контролируются Роспотребнадзором и не может превышаться. Моё мнение — у восьмиклассников стандартная учебная нагрузка. Гораздо больше озабоченности у меня вызывают выпускные классы — им, помимо обычных занятий, нужно готовиться к ЕГЭ.

Ольга Джавадова, мама восьмиклассницы из школы №43 Екатеринбурга:

— Да, наш ребёнок загружен под завязку. В школе у неё по шесть уроков в день, домашние задания делает с четырёх до девяти часов вечера, только в субботу график посвободнее. Она у нас одна из лучших учениц в классе, дисциплинированная и ответственная. К тому же углублённо занимается изучением иностранных языков. Но я против того, чтобы сокращать уроки. Это нормальная занятость. Между занятиями она успевает погулять и отдохнуть. В школе у неё перемены и уроки физкультуры, дома есть время и под музыку передохнуть, и по телефону с подружками потрещать, и мне по дому помочь. У меня и старшая дочь, которая закончила школу в 1999 году, столько же занималась. Да я и сама в своём детстве, в 80-е годы, училась так же.

Пётр Мамонтов, отец семиклассницы из школы №125 Екатеринбурга:

— Считаю, надо убрать из школы всякое углублённое изучение предметов. И тогда дети разгрузятся, да и родителям будет легче. Кому будет надо — пойдут изучать математику, физику и литературу на платные курсы вне школьных стен. Не стоит всех заставлять знать закон Ома, кому он нужен?

Валентина Кашина, замдиректора лицея №2 посёлка Арти:

— Речь в отчёте омбудсмена идёт о какой-то невообразимой нагрузке. Даже если к стандартным 36 академическим часам в неделю добавить по 2,5 часа на домашние задания — а мало кто столько времени на них тратит на самом деле — то и тогда такая цифра не получается. В конце 80-х годов, когда я сама была старшеклассницей, нагрузка была намного выше. Сейчас многие старшеклассники сдают всего по два обязательных экзамена. Остальное — курсы, факультативы — всё по выбору.

Настя Исаичева, восьмиклассница школы №13 Нижнего Тагила:

— Есть, конечно, сложные предметы — у нас это физика и химия, и есть ещё предметы, на которые больше времени уходит при выполнении «домашки» — это алгебра и геометрия. Но чрезмерно загруженной в школе я себя не ощущаю, вполне хватает времени и на увлечения: в последнее время я много читаю и регулярно хожу на каток.

Сюжет

Мысли по поводу
Раз в неделю на страницах «ОГ» свердловчане делятся с земляками своей точкой зрения на счёт актуальных событий, новостей и тенденций.

Областная газета Свердловской области