Быть «Е-карте» битой?

Часть субподрядчиков подозревает, что деньги, которые екатеринбуржцы платят за проезд по «Е-карте», доходят до них  не в полном объёме. Фото: Алексей Кунилов.

Часть субподрядчиков подозревает, что деньги, которые екатеринбуржцы платят за проезд по «Е-карте», доходят до них не в полном объёме. Фото: Алексей Кунилов.

Вчера, 6 апреля, депутат Законодательного собрания Свердловской области Алексей Коробейников написал заявление в прокуратуру региона с требованием провести проверку сразу нескольких организаций: комитета по транспорту администрации Екатеринбурга, транспортных предприятий, выиг­равших тендер на перевозку пассажиров по городским маршрутам, и компании-оператора единого городского проездного билета «Е-карта» ОАО «Информационная сеть».

Народный избранник просит разобраться с ситуацией, возникшей вокруг денег, которые екатеринбуржцы платят за проезд через это городское предприятие.

Напомним, что введение «Е-карты» в своё время преподносилось екатеринбургскими властями как большое достижение, способствующее ужесточению контроля оплаты проезда в городском транспорте и расширению возможностей для предоставления предусмотренных законом льгот по транспортному обслуживанию льготных категорий граждан. Поскольку в Екатеринбурге стоимость проезда в городском транспорте существенно выше, чем в соседних областных и республиканских центрах, эффект от внедрения «Е-карты» неоднократно подвергался сомнению. Раздавались даже голоса, утверждавшие, что именно это пластиковое чудо поспособствовало удорожанию транспортных услуг. Но кто же будет слушать этих скептиков? Да и какое новое дело обходится у нас без желающих покритиковать его?

Но вот по прошествии пяти лет тревогу забили уже и сами транспортники Екатеринбурга. Некоторые частные перевозчики полагают, что их обсчитывают, причём на весьма солидную сумму. Один из них подсчитал, что речь идёт о полумиллиарде рублей, «потерявшихся» за последние два года на пути к предпринимателям. По его мнению, это результат достаточно запутанной и не очень прозрачной схемы перечисления средств.

Алексей Коробейников. Фото: Алексей Кунилов

– Напомню, что в соответствии с изданными администрацией Екатеринбурга нормативными актами все перевозчики обязаны использовать для взимания платы за проезд с пассажиров систему «Е-карта», – рассказывает Алексей Коробейников. – Принцип её работы заключается в том, что кондукторы считывают с карты данные с помощью валидатора и эти данные поступают через компанию-оператор «Е-карты» в городскую мэрию, точнее в комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети городской администрации. Мэрия выделяет деньги в соответствии с заявленной компанией-оператором суммой вначале подрядным организациям, которые выиграли тендер с городской администрацией, а те, в свою очередь, рассчитываются с субподрядчиками. По утверждению последних, деньги на их счета поступают с существенным опозданием, а главное – не в полном объёме…

Выяснить, на каком именно этапе взаиморасчётов осели недоплаченные полмиллиарда, считают транспортники, не представляется возможным. То ли эти деньги остались на счетах администрации города, то ли «потерялись» на этапах перечисления от одного посредника к другому.

Давно замечено, что зачастую в Екатеринбурге один и тот же городской маршрут обслуживают сразу несколько конкурирующих между собой предпринимателей. Как выяснили корреспонденты портала veved.ru, происходит это так: в соответствии с законом администрация города проводит тендер на перевозку пассажиров по определённому маршруту. Обязательным условием участия в тендере (помимо наличия автобусов) является лицензия на транспортные перевозки, а также другие необходимые документы. Но после того, как некоторая компания выигрывает право на маршрут, она просто перепродаёт это право субподрядчикам – то есть желающим заниматься перевозками, но не имеющим по каким-то причинам лицензии и других документов.

Сегодня по городским маршрутам курсируют примерно 500 частных автобусов. В один рабочий день на один автобус приходится как минимум 200 пассажиров, которые платят по карте. Транспортники считают, что при средней цене билета один пассажир должен приносить с учётом всех (в том числе и льготных) тарифов примерно 18 рублей. Но по подсчётам предпринимателей, они получают 9–12 рублей за каждого пассажира. Хотя в администрации города утверждают, что исправно перечисляют деньги по всем отчётам компании-оператора «Е-карты».

При этом, как мы прекрасно помним, не так давно в Екатеринбурге (со ссылкой на требования транспортных предприятий) инициировали разговоры о необходимости повышения стоимости проезда в городском общественном транспорте до 26 рублей.

Как бы там ни было, но если уж депутаты Законодательного собрания, облечённого контрольными полномочиями, не в силах разобраться с ситуацией и вынуждены обращаться за помощью в прокуратуру, прохождение средств по системе «Е-карта» действительно требует прояснения.

Областная газета Свердловской области