«Покупаю старые книги»

В руках у Андрея Зырянова книга 1824 года, которую он купил в день нашей встречи  за 1,5 тысячи рублей. Фото: Станислав Савин

В руках у Андрея Зырянова книга 1824 года, которую он купил в день нашей встречи за 1,5 тысячи рублей. Фото: Станислав Савин

Увидел как-то, что возле метро «Геологическая» в Екатеринбурге в подвале дома открылся небольшой магазинчик «Букинист». На его двери висело объявление: «Покупаю старые книги». Заинтересовался и заглянул.

Хозяин магазина Андрей Зырянов, которого я застал разбирающим книги, был в фартуке и в матерчатых перчатках.

– Защита от пыли, – пояснил он. – Где старые книги, всегда пыльно, в нашем деле все это знают…

– А как называется ваше дело? Вы – букинист?

– Кто-то называет букинистом, кто-то – старьёвщиком (смеётся). Сам считаю, что занимаюсь книгораспространением – как посредник между теми, кто хочет старые книги продать, и теми, кто их покупает.

– Какие книги покупаете?

– Почти любые. И в любом количестве, но тоже – почти. Потому что книгу массового издания, да ещё в плохом состоянии, продать почти невозможно, так что некоторые книги беру только в дар.

– И дарят?

– Конечно. Сейчас многие избавляются от бумажных библиотек и готовы отдать книги бесплатно – лишь бы согласился взять.

– Почему люди, как вы говорите, избавляются от книг?

– Люди всегда продавали и отдельные книги, и целые библиотеки, но сейчас это стало носить массовый характер. Причины разные. Среди молодёжи самая распространённая – переход на электронные книги. Некоторые старики говорят: «Мы уже не читаем, а детям и внукам не надо». Наследники продают библиотеки… А есть и такие, что цинично «избавляются от пылесборников, которые только место занимают»…

– И за сколько вы покупаете старые книги?

– От 5–10 рублей до нескольких тысяч, если это действительно редкое издание. Недавно наткнулся на книгу 1814 года о генерале Моро – такая стоит несколько тысяч. Но это – редкость, в обычных домашних библиотеках такие раритеты почти не встречаются.

– А кто покупает старые книги? И где?

– В Екатеринбурге только у меня восемь торговых точек – это лотки или небольшие магазины. Есть, конечно, и другие продавцы кроме меня, но у них обычно книг – десятки, у меня же – сотни, даже тысячи. А покупают их любители, которые, слава богу, не переводятся. Есть даже такие, которые просят найти книги на заказ.

– Какие?

– Разные. Музей Бажова, например, искал прижизненное издание «Малахитовой шкатулки». Наше министерство культуры делало мне заказ на книги по памятникам Свердловской области… А другие собиратели могут заказать что угодно, причём не всегда какую-то редкость…

– И находите?

– Почти всегда, просто иногда годы уходят, прежде чем попадётся то, что ищут…

– А сами вы собираете личную библиотеку?

– Давно, ещё с юности увлекаюсь книгами, хотя по профессии – товаровед, полжизни работал в кафе и ресторанах Екатеринбурга. В 40 лет оставил свою прежнюю профессию и вот теперь уже больше десяти лет покупаю и продаю книги. Любые. Часто даже со сборных пунктов макулатуры, где они пошли бы в утиль. Спасение старых книг стало для меня не просто работой, а миссией, целью жизни.

Областная газета Свердловской области