Как повезёт...

Сегодня автомобилей такси привычной жёлтой раскраски на дорогах города почти не видно.  Их вытеснили машины сетевых служб, куда берут любых частников на личном транспорте. Фото: Алексей Кунилов.

Сегодня автомобилей такси привычной жёлтой раскраски на дорогах города почти не видно. Их вытеснили машины сетевых служб, куда берут любых частников на личном транспорте. Фото: Алексей Кунилов.

В Екатеринбурге более ста служб такси. Конкуренция – сильнейшая. Как выживают компании, работающие в сфере таксомоторных перевозок, «ОГ» рассказал владелец частного автопарка Алексей Иванов (имя и фамилия вымышлены), который сотрудничает с самыми крупными службами такси в городе.

– Цены на услуги в разных такси Екатеринбурга сильно отличаются. От чего зависит ценник?

– Самое дешёвое такси в городе – «Везёт». Дело в том, что это сетевая федеральная компания и у них нет своих автомобилей. Следственно, им не нужно тратиться на их обслуживание и горючее. Зато у них есть своя диспетчерская служба и, что самое важное, программное обеспечение, которое они могут установить в смартфон любого водителя, заключившего с ними договор найма. После этого таксисты должны покупать у них смены – 240 рублей за 12-часовую смену. Без оплаты программа в смартфоне работать не будет, следственно, и заказов водитель не получит. Ещё момент: первые три месяца водитель может «таксовать» без разрешения на осуществление таксомоторных перевозок, но за это от суммы каждого заказа будет «отстёгивать» компании по 20 процентов. А с разрешением – по 10 процентов. Всё остальное – в собственный карман.

Следующие по дешевизне – это такая же федеральная компания «Максим» и местное такси «Три десятки». В первом случае – принцип тот же. А вот у «Десяток», кроме сторонних водителей, есть и свои.

– Как распределяются заказы между таксистами?

– Это целая система. Взять, например, «Три десятки». Все заказы у них раздаются через личную диспетчерскую службу. Самые дорогие (аэропорт, межгород) – получают те таксисты, которые устроены в компании официально и ездят на их фирменных автомобилях. Каждый из них должен выполнять ежедневный план – это около 7–8 тысяч рублей. Следующие на очереди – такие, как я: индивидуальные предприниматели, которые покупают, скажем, 10 автомобилей, оборудуют их телефонами, заключают с компанией контракт под видом ИП и платят проценты с заказов. Ну и всё самое дешёвое уходит частным водителям, которые покупают смены.

Так как у службы «Максим» нет своих автомобилей, то лучшие заказы они раздают индивидуальным предпринимателям, у которых есть разрешение на таксомоторные перевозки. Всё остальное – частникам.

В «Везёт» всё немного иначе. Там нет иерархии. Все равны. Когда таксист входит в программу, его местонахождение по GPS видят диспетчеры. Если поступает заказ от клиентов, находящихся в радиусе одного километра от этого таксиста, диспетчеры автоматически назначают его ему. Если несколько таксистов находятся в этом радиусе, то заказ получит тот, кто зашёл в программу раньше. Если ни одного таксиста не оказалось рядом с клиентом, то этот заказ отобразится на экране телефона у всех водителей, и тут уж кто быстрее среагирует и нажмёт на кнопку «взять заказ».

– А что мешает этим таксистам-частникам отказываться от дешёвых заказов?

– В «Десятках» и «Везёт», когда водителю приходит сообщение о заказе, он видит только, откуда ему необходимо забрать клиентов. Куда везти и стоимость заказа – не отображается. Вся информация появится, когда таксист прибудет на место. Начальный и конечный пункт назначения виден лишь в программе такси «Максим».

– Это мы сейчас говорим о самых крупных службах такси в Екатеринбурге. А как выдерживают конкуренцию небольшие компании с личными автопарками?

– Чаще всего они выживают за счёт договорённостей с различными коммерческими компаниями, которые пользуются исключительно их услугами. Другой пример – такси «Авантайм», которое выиграло тендер аэропорта Кольцово и сейчас является его официальным такси. Ещё в городе есть такси премиум-класса «ДеЛюкс». Конечно, заказов у них не так много, но не все знают, что эти автомобили ездят не на бензине, а на дешёвом метане. То есть на топливо компания практически не тратится. Это их спасает.

– Вы уже сказали, что таксист без лицензии – привычное дело. Часто ли ловят нелегалов?

– Сотрудники ГИБДД периодически устраивают рейды. Вызывают таксиста, подсаживают к нему в машину своего человека в штатском и во время передачи денег совершают облаву с проверкой документов. Если у таксиста нет лицензии – выписывают штраф.

– Кризис сказался на работе служб такси?

– Конечно. Люди стали реже пользоваться этими услугами. Поэтому компании сейчас борются за каждого клиента. Не только сбивают цены на поездки, но и сокращают дневные смены. Что это значит? Допустим, что днём поездка по району стоит 130 рублей, а ночью – 100. Раньше ночная смена начиналась с полночи, а теперь, например, в «Трёх десятках» – с 21.00.

– Многие возмущены тем, что сетевые крупные компании такси зачастую сотрудничают с водителями, не имеющими лицензии. Никто не проверяет перед отправкой в рейс ни этих водителей, ни их машины.

– Действительно, проблема такая есть. Во многих службах водителей просят предоставить на осмотр их транспортное средство только в случае жалобы клиентов.

– Сами таксисты из-за клиентов не конфликтуют?

– Таксисты могут конфликтовать лишь с диспетчерами, которые иногда назначают им нехорошие заказы. Поэтому водители не знают, где находится их офис, как их зовут и так далее. А между собой им нечего делить.

– Слышал, что некоторые таксисты как-то умудряются обманывать клиентов с оплатой проезда.

– Например, в некоторых службах такси, чтобы не тревожить диспетчеров, таксист сам может пересчитывать стоимость заказа клиента. Для этого необходимо в программе ввести адрес отправки клиента и куда его нужно привезти. Автоматически появится цена, а пассажиру придёт СМС-сообщение с суммой. Однако в программе есть и дополнительные строки ввода, куда можно напечатать дополнительные адреса, куда якобы клиент просил заехать. Естественно, цена возрастёт, а клиент этого не узнает. Поэтому стоит всегда уточнять стоимость заказа у диспетчеров.

– Хорошо, пассажиры от мошенничества таксистов ещё как-то защищены, а таксисты от неадекватных клиентов?

– В той же самой программе есть кнопка тревоги, при нажатии на которую на помощь к таксисту диспетчер направит 4–5 экипажей такси, которые находятся ближе всего. Также диспетчер вызовет патрульную машину. Но эту кнопку ещё нужно умудриться нажать. Разные бывают ситуации.

Областная газета Свердловской области