Фундаментальные изменения

Предыдущий ректор крупнейшего вуза региона Станислав Набойченко  делал ставку  на образование. Его преемник Виктор Кокшаров планирует изменить статус университета, сделав акцент на исследовательской работе. Фото: Владимир Васильев

Предыдущий ректор крупнейшего вуза региона Станислав Набойченко делал ставку на образование. Его преемник Виктор Кокшаров планирует изменить статус университета, сделав акцент на исследовательской работе. Фото: Владимир Васильев

Весной ректор УрФУ Виктор Кокшаров заявил, что к 2020 году самый крупный вуз Среднего Урала должен приобрести статус национального исследовательского университета (НИУ). Новый уровень позволит получить дополнительную поддержку из государственного бюджета, развивать новые технологии, расширить полномочия и в конечном итоге стать конкурентоспособным среди других передовых высших учебных заведений мира. Однако конкурс на НИУ в России выигрывают только те университеты, в которых 90 процентов преподавателей занимаются наукой, и потому в УрФУ объявили: готовьтесь к сокращениям.

Первые национальные исследовательские университеты появились в России в 2008 году — так назвали Московский институт стали и сплавов (МИСиС) и Московский институт физических исследований (МИФИ). В следующем году Министерство образования и науки РФ провело конкурс на этот статус и из 110 вузов России назвало исследовательскими ещё 12 университетов. В 2010 году был второй конкурс — из 128 университетов и академий отобрали 15. Таким образом, с тех пор в стране действуют 29 научно-исследовательских университетов. Одновременно в число девяти новых федеральных университетов вошёл УрФУ, появившийся путём объединения госуниверситета и государственного техуниверситета в Екатеринбурге.

Многие полагали, что на этом реформирование высшей школы в стране закончилось. Но оказалось не так. Дальше началась гонка за получение дополнительного госфинансирования на развитие. И опыт показал, что в приоритетном положении находятся вузы, получившие статус исследовательского университета. Руководство УрФУ тогда решило: чтобы не остаться на задворках, получить возможность развития, надо претендовать на большее. Следующий конкурс на звание исследовательского университета — в 2020 году. И к этому времени надо обогнать конкурентов. Как?

Надо увеличить долю науки — это логично. Но вместо того чтобы развивать исследовательское направление, здесь решили… сократить число преподавателей. Арифметика такова: от общего числа сотрудников вузов вычитаем тех, кто преподаёт (то есть тех, кто мало занимается наукой), и автоматом число научных деятелей увеличивается.

По кафедрам поползли слухи — в первую очередь будут сокращать пенсионеров. Во вторую — тех, кто только работает со студентами, а докторскую защитить не может. А про тех, кто не успевает защитить кандидатскую, даже и речи не идёт. В выходные не согласные с политикой руководства университета преподаватели и студенты вышли на центральную улицу Екатеринбурга с пикетом.

— Сокращение доли образовательного блока влечёт за собой и сокращение ставок, — таков официальный ответ ректора УрФУ Виктора Кокшарова СМИ Екатеринбурга (вчера получить информацию ни от ректора, ни от пресс-службы вуза, ни от наблюдательного совета УрФУ нам так и не удалось). — Нам нужно уже в этом году довести соотношение студентов к одному преподавателю до показателя 10,7. Сегодня этот показатель равняется всего лишь девяти. Это означает, что в целом количество ставок профессорско-преподавательского состава (ППС) в университете сегодня надо сократить на 19 процентов. Но мы не сокращаем людей, мы сокращаем ставки.

По информации профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», в УрФУ под сокращение может попасть третья часть ППС — более 700 человек.

УрФУ

За всю историю существования этот вуз не раз менял названия и статус: УПИ, УГТУ, УГТУ-УПИ, УрФУ... Фото: wikipedia.org

Справка «ОГ»

Национальный исследовательский университет (НИУ) — высшее учебное заведение, которое, кроме образовательной, эффективно ведёт научную работу. НИУ не только генерирует знания, но и обеспечивает перевод технологий в экономику, проводит широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований. Как и другие вузы, имеет высокоэффективные системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, программ переподготовки и повышения квалификации. НИУ — интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для высокотехнологичных секторов экономики.

Минобрнауки РФ заявляет, что государство заботится о поддержке НИУ, чтобы вывести на мировой уровень образовательные организации, способные взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в стране высоких технологий.

Уже в этом учебном году в университете с трудом составляли расписание, на условиях анонимности рассказали «ОГ» в вузе. Заниматься рутинной преподавательской работой мало кто желает. Она не приносит ни прибыли, ни славы. Официально ассистент кафедры на ставку в 900 аудиторных часов в год получает 10 тысяч рублей в месяц, доцент — 20 тысяч, профессор, конечно, побольше — 38 тысяч рублей. Но профессора вовсе не заинтересованы в том, чтобы лекция за лекцией начитывать пары и «сеять разумное, доброе, вечное». Виктор Кокшаров говорит:

— Для того чтобы сотруднику сохранить статус ППС, достаточно работать на 0,125 ставки. Остальную нагрузку он может посвятить другим видам деятельности. Например, прикладным разработкам и фундаментальным исследованиям, за что, конечно же, будет получать деньги. Таким образом, нагрузка для каждого преподавателя начнёт больше смещаться в сторону научных исследований.

Если сотрудники будут преподавать на одну десятую ставки в год, то кто же будет учить студентов? И каково будет качество этого образования?

— О качестве образования уже несколько лет в УрФУ никто не печётся, — грустно вздыхают сотрудники университета. — От контрольных нам велели отказаться, мы проводим их уже за счёт своего личного времени и по собственной инициативе. Многие стали работать формально. На каждого работающего со студентами преподавателя находится двое проверяющих — специально создан инспекционный отдел. Административный штат за последние четыре-пять лет раздулся примерно вдвое.

Однако руководство УрФУ обещает: административно-управленческий персонал тоже сократят — не менее, чем на 10 процентов. Удивляет — преподавателей сократят почти на 20 процентов, а управленцев — всего на 10.

— Уже сегодня УрФУ — лидер среди университетов России по публикациям, индексируемым поисковой платформой Web of Science. По уровню научного потенциала университет занимает третье место в стране по версии «Электронного каталога высокотехнологичного оборудования и объектов научного потенциала РФ», — гордо отчитываются в

УрФУ. Да только если преподавать вскоре станет некому, то через несколько лет откуда возьмутся эти славные головы, чтобы проводить исследования и создавать новый научный потенциал?

 

«ОГ» предлагает руководству вуза ответить на наши вопросы на страницах газеты и внести ясность в сложившуюся ситуацию.

Областная газета Свердловской области