Педагог из Екатеринбурга учит слепых детей игре на фортепиано

Когда Ирина Анисимова опубликует методичку по своим педагогическим методам и приёмам, таких успешных юных музыкантов, как Василиса Карпенко, будет больше. Фото: Лариса Хайдаршина

Когда Ирина Анисимова опубликует методичку по своим педагогическим методам и приёмам, таких успешных юных музыкантов, как Василиса Карпенко, будет больше. Фото: Лариса Хайдаршина

10-летняя незрячая пианистка Василиса Карпенко из Екатеринбурга завоевала диплом лауреата первой степени на международном музыкальном конкурсе «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге. Талантливая девочка добилась высоких результатов благодаря своему педагогу Ирине Анисимовой, которая уже 15 лет учит слепых детей играть на фортепиано в городской музыкальной школе №12. Учитель разработала для этого собственную педагогическую методику.

Досье «ОГ»

  • Ирина Анисимова— педагог высшей категории музыкальной школы №12 Екатеринбурга.
  • Родилась в 1955 году. Окончила Свердловский государственный педуниверситет по специальности «преподаватель, концертный исполнитель (фортепиано)». Педагогический стаж — 38 лет.
  • Замужем, двое детей.

Захожу в музыкальную школу на Декабристов, где работает Ирина Анисимова, и иду по направлению к двери, откуда доносится пьеса Баха. Каникулы, школа стоит пустая, — и только 10-летняя Василиса не оставляет занятия: в октябре собирается на конкурс в Вену, а для этого надо выучить и отрепетировать новое произведение. Василиса слышит, что я зашла, и задорно улыбается: очень хочет познакомиться. Для этого ей надо подойти ко мне, потрогать — для неё значит увидеть. Но неудобно: знает, что не принято. Стесняется. Очень несмело приближается, по шажочку, пока мы с её учительницей начинаем беседу. Потом поняла, что я не против, потрогала, села рядом — удовлетворённая. Василиса не может жить без музыки. Учиться стала в шесть лет. Сразу начала подбирать музыку сама. И придумала помогать рукам… ногой.

— Мне просто не хватало звуков, — всплёскивает руками Василиса и садится показать, как она это делает. На мой непрофессиональный слух, играет музыку к кинофильму «Один плюс один» просто безупречно — и очень эмоционально.

В первый раз на урок к Ирине Анисимовой привели слепого ребёнка в 2000 году:

— Лишённые зрения люди часто имеют прекрасный слух. Но обычно слепых детей учат играть на небольших духовых, струнных или ударных инструментах. Фортепиано даётся им очень трудно — оно большое, а незрячие неуверенно чувствуют пространство, объём, им трудно с ним справиться. Я кинулась тогда искать информацию об обучении слепых игре на фортепиано — ничего. Пришлось всё придумывать самой.

У Ирины Яковлевны уже есть две слепые выпускницы. После музыкальной школы они получили высшее образование и успешно реализуют себя в жизни. Они не стали профессиональными музыкантами, но и сейчас, случается, выступают на концертах.

— Музыка помогает слепым раскрыться, — считает Анисимова. — А игра на фортепиано снимает мышечное напряжение, от которого они так страдают. Правда, приходится много трудиться, но детей это не пугает. Сегодня у меня занимаются семеро слепых ребят. Есть совсем крохи, у них ещё всё впереди. Василиса уже успела себя проявить, вначале она добилась победы на конкурсе «Адмиралтейская звезда», где никто не знал, что она — особенная, а уже потом — на Международном в Санкт-Петербурге.

Педагог считает, что эту девочку ожидает прекрасное музыкальное будущее. В Москве есть музыкальное высшее учебное заведение, где 80 процентов студентов — люди с ограниченными возможностями. Можно будет поступить и в консерваторию в Екатеринбурге — такие одарённые люди способны учиться наравне со здоровыми. Когда ездили в Петербург, Анисимова только диву давалась — Василиса то наизусть безошибочно воспроизводила выступление южнокорейского оркестра, то с точностью напевала незнакомую пьесу с открытия фестиваля, то вдруг узнала автобус по… шуму мотора. Упорства и воли этой ученице тоже не занимать: она пятая по счёту в семье, где шестеро детей. И несмотря на то, что родилась недоношенной — всего на 28-й неделе и с весом чуть более килограмма, никто из близких не относится к ней как к слабачке. В школе отличница, в прошлом году одноклассники у неё учились делить и умножать многозначные числа.

— Слепые дети занимаются на фортепиано вместе со здоровыми, и видя их успех, те тоже стараются работать усерднее, — рассказывает учитель.

Преподаватели из Екатеринбурга и даже из других городов и стран специально связываются с Ириной Анисимовой для консультаций о том, как заниматься со слепыми детьми. Педагог никому не отказывает, иногда даже проводит мастер-классы по скайпу через Интернет.

Важно

Ирина Анисимова поделилась своими секретами с «ОГ»:

  • Главное — освободить руки. У незрячих зажаты движения — они не видят препятствий и потому боятся их, резкими движениями извлекают из инструмента резкие звуки, но так на фортепиано играть нельзя. Все занятия начинаются с игры «отдай мне руку»: ребёнок должен максимально расслабить мышцы, оставляя под контролем лишь кисть. Это упражнение остаётся актуальным несколько лет.
  • Слепой плохо ориентируется в пространстве. Если зрячий видит все клавиши и оценивает их глазомером, то незрячему приходится полагаться на память. В связи с этим — много упражнений на запоминание расстояний в ряду клавиш.
  • Близко находящиеся клавиши представляют сложность для слепого, особенно когда требуется быстрота игры. Именно поэтому на отработку гамм нужно больше времени, чем для зрячих.
  • Зрячие играют по нотам, слепые перенимают музыку на слух. Все произведения приходится заучивать со слуха, поэтому учитель даёт много заданий на развитие музыкальной памяти. Ноты по Брайлю нужно изучить для самостоятельной работы.
Областная газета Свердловской области