На аэродром чукотской столицы Анадыря два «Дугласа ДС-3» приземлились в понедельник, 27 июля, благополучно преодолев Берингово море – перелёт длился 12 часов. Самолёты 1940-х годов выпуска в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны идут по маршруту, по которому в рамках ленд-лиза в СССР были доставлены истребители и бомбардировщики из США. Конечный пункт – Москва, международный аэрокосмический салон, который откроется 25 августа.
Организовали акцию Русское авиационное общество «Русавиа» и американская некоммерческая организация «БРАВО 369». Этот сложный и опасный перелёт – дань памяти подвигу советских и американских лётчиков. Для доставки американских самолётов на фронт в годы войны была создана специальная перегоночная авиадивизия. Длина маршрута составила 14 тысяч километров, полёт проходил в тяжелейших метеорологических и климатических условиях, без точных карт. И в мирном небе дивизия несла потери: более 130 советских пилотов погибли, почти столько же – у американцев. В итоге на фронт попали около восьми тысяч самолётов, а всего было отправлено по ленд-лизу почти 18 тысяч единиц.
Справка «ОГ»
Компания «Русавиа» занимается поставками на экспорт запасных частей и технического имущества для самолётов советского и российского производства и их ремонтом, а также реставрирует самолёты времён Второй мировой войны и издаёт книги и альбомы по истории отечественного авиастроения.
«БРАВО 369» – американская некоммерческая организация, деятельность которой направлена на сохранение исторических самолётов и истории авиации. Кроме того, организует образовательные программы для студентов и проводит обучающие полёты для всех желающих.
Сегодня всё происходит почти так, как было и в годы войны – даже погодные условия максимально приближены. Стартовали лётчики в городе Грейт-Фолс (штат Монтана). В Фербенксе на Аляске американский этап закончился – сопровождающий «Дугласы» учебно-тренировочный самолёт и американские лётчики остались там. Дальше технику повели русские пилоты. Аналогичная смена экипажей проходила в этом городе и в сороковые годы.
– В Анадыре экспедицию встретили очень радушно, – сообщил «ОГ» представитель «Русавиа» Дмитрий Литовкин. – Проблем, кроме погоды, нет. Самолёты, которые даже не реставрировались с 1942 и 1943 годов, ведут себя безукоризненно, пилоты Валентин Лаврентьев и Александр Рябинин говорят, что лететь на них – одно удовольствие, хотя кроме современного навигационного оборудования их ничем больше не оснащали (оба самолёта принадлежат «Русавиа», предварительно они аналогичным образом были доставлены в США. – Прим. ред.). Следующие пункты маршрута – Магадан, Якутск, Братск и промежуточный финиш в Красноярске. В этом городе концентрировались все самолёты, поступавшие по ленд-лизу. А вот дальнейший путь пока не совсем ясен. В Красноярске 15 августа состоится авиашоу, местные власти просят принять в нём участие. Посадка в Екатеринбурге не планировалась, но не исключена.
Тем не менее Средний Урал легендарным самолётам не миновать. Как и в годы войны, трасса проходит через нашу область, а значит, вскоре эти самолёты можно будет увидеть и в свердловском небе.
Кстати
Напомним, в 2012 и 2013 годах в уральских лесах были найдены обломки двух американских бомбардировщиков, о чём тогда сообщала «ОГ».
– Один самолёт упал в лесу между Верхними Сергами и Дегтярском, – рассказывает руководитель поискового отряда «Рокада» Елена Соловьёва. – Второй – у железнодорожной станции Дидино неподалёку от Ревды. Геологи, которые были с нами в одной из экспедиций, считают, что пилотов подвели магнитные компасы, ведь в этих местах выходит на поверхность железная руда.