Как страшно пить

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

Мы продолжаем знакомить читателей с материалами госдоклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2014 году» (см. «ОГ» от 27 августа 2015 года). Согласно документу, более 60 процентов воды, извлекаемой из подземных источников для питья на Среднем Урале, не соответствует санитарным нормам.

Реки и озёра у нас в большинстве своём грязные, поэтому для питья лучше использовать подземные воды. Но считать, что вода из родников и скважин всегда чиста и безопасна — глубокое заблуждение. По данным экологического доклада, 62 процента подземных вод на водозаборах Свердловской области не соответствует требованиям СанПиН.

«Неблагополучными» по общей жёсткости, содержанию железа, кремния и марганца названы подземные воды на водозаборах в 50 муниципальных образованиях региона. Так, в Байкаловском МР, Талицком и Туринском ГО вода отличается природной повышенной минерализацией. Кроме того, в этих же муниципалитетах, а также в Ирбите, Камышловском и Серовском ГО, Камышловском МР и Ирбитском МО в воде изначально слишком высокая концентрация соединений азота.

Гораздо хуже обстоят дела там, где неблагоприятные природные факторы сочетаются с техногенным загрязнением, такой «комплекс» выявлен примерно на десяти процентах водозаборов. Причина — в несоблюдении на водозаборных участках регламентов землепользования и условий охраны подземных вод от загрязнения.

Самый распространённый вид загрязнения — азотными соединениями, в частности нитратами. Он вызван поступлением в воду хозяйственно-бытовых и промышленных стоков и стоков с полей, обрабатываемых азотосодержащими удобрениями. Из года в год загрязнение нитратами фиксируется в среднем на 20 питьевых водозаборах. Самые крупные из них (с водоотбором более 0,5 тысячи кубометров в сутки) — «Зона Поздняя» в Верхней Пышме, ППМУП «Водоканал» в Первоуральске и водозаборный участок в посёлке Билимбай.

Часть водозаборов подвержены загрязнению нефтепродуктами, а также металлами: никелем, цинком, молибденом, свинцом, хромом и другими.

Но этого мало, периодически на питьевых водозаборах фиксируются случаи превышения нормативов по уровню концентрации особо опасных веществ! Так, на водозаборной скважине №2 посёлка Красноармейский (Асбестовский ГО) с водоотбором около ста кубометров в сутки начиная с 2006 года не раз отмечались повышенные концентрации бериллия (1-й класс опасности).

В 2014 году техногенное загрязнение веществами 1-го класса опасности было выявлено ещё на двух водозаборах. В Богдановиче в питьевой скважине 4789 (ООО «Городские очистные сооружения») в двух пробах из трёх зафиксировано опасное превышение концентрации мышьяка — в одном из случаев в 2,7 ПДК (предельно допустимая концентрация). В Екатеринбурге в одной из скважин центра медицинской реабилитации «Озеро Чусовское», вода из которой используется в том числе и на розлив, дважды было зафиксировано превышение содержания ртути (до 4 ПДК).

И немного позитива. «Загрязнения подземных вод техногенными радионуклидами на территории Свердловской области в период 2010–2014 годов не отмечалось», — говорится в докладе.

Отметим, что на крупных водозаборах, где есть станции водоподготовки, качество подземных вод доводится до питьевых стандартов путём обезжелезивания, фильтрования и обеззараживания.

— Богатство уральских недр — наша гордость, источник развития промышленности. В то же время — это наша проблема, — заявил корреспонденту «ОГ» министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов. — Верховья уральских рек не подвержены антропогенной нагрузке, там нет никаких предприятий. Но в воде повышенная концентрация магния, железа и многих других веществ, это касается и подземных вод. Технологии очистки существуют, но вопрос в том, чтобы довести водоканалы и очистные сооружения до современного состояния, которое позволит очищать воду до нормативов. Это касается как той воды, которую мы получаем для потребления, так и той, которую сбрасываем.

По словам Алексея Кузнецова, уже наметились положительные тенденции: в 2014 году, по сравнению с 2013-м, сброс неочищенных вод в нашем регионе снизился на 12 процентов. Это связано с тем, что у нас проводятся мероприятия по реконструкции водосбросных сооружений, по переходу многих предприятий на замкнутый цикл водопотребления.

Областная газета Свердловской области