Сегодня токарь – это программист

Одно из самых популярных направлений во Дворце молодёжи – робототехника. Фото: Алёна Хазинурова

Одно из самых популярных направлений во Дворце молодёжи – робототехника. Фото: Алёна Хазинурова

В 2015 году в Свердловской области особенно активно развивалось направление «Уральская инженерная школа», причём серьёзная нагрузка в этой части легла на систему дополнительного образования. О том, как изменилась система и каких результатов уже удалось достичь, «ОГ» рассказал Константин Шевченко – директор Дворца молодёжи, самого крупного учреждения допобразования в области.

– Изменения, происходящие в различных областях экономики, заставляют нас действовать на опережение. Во всём мире пытаются прогнозировать, какие именно специалисты будут востребованы через пять, десять, двадцать лет. Россия не является исключением. Агентство стратегических инициатив совместно с Московской школой управления «Сколково» провели работу по форсайту* образования, результатом чего стал проект «Атлас новых профессий». Суть его в том, что представители крупнейших российских компаний обсуждают технологии, необходимые обществу. Затем они вкладывают деньги в их развитие. С прошлого года «Атлас» стал настольной книгой для руководителей подразделений Дворца молодёжи. Собственно, это новый инструмент профориентации школьников. В соответствии с ним мы корректируем образовательные программы, внедряем какие-то инновационные вещи, интегрируем направления.

* Форсайт – методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов.

– Например?

– К нам приходят дети с конкретными увлечениями. Скажем, человек хочет заниматься авиамоделированием. Наша задача – создать условия, чтобы он не только на­учился собирать модели самолётов, участвовал в соревнованиях, но и мог состояться в будущем в сегменте, например, беспилотных транспортных средств AeroNet. То есть процесс обучения необходимо сместить в сторону новейших технологий. Следующая задача – привлечь к этому процессу школьников, увлечённых туризмом и экологией. Далее ребята вместе разрабатывают аппарат для создания 3D-карты Екатеринбурга. Это интересно. А ещё это может стать первой ступенькой успешной профессиональной карьеры. Развитие AeroNet – одна из приоритетных задач российской экономики, реализуемых в рамках программы «Национальная технологическая инициатива». Другое весьма смелое направление связано с развитием нейротехнологий, то есть управлением виртуальными и механическими объектами силой мысли.

– Получается, что будущее за техническими направлениями.

– Будущее за изобретательством. Мы должны воспитать поколение специалистов, способных создавать инновации в различных отраслях. Ёмкость новых рынков, по мнению экспертов, составит более 100 миллиардов долларов.

– Какие проекты стали знаковыми в уходящем году?

– Таких проектов много. Прежде всего, это чемпионат WorldSkills Hi-Tech, который прошёл в Свердловской области уже во второй раз. Дворец молодёжи вместе с министерством образования и Фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» организовали состязания по десяти компетенциям в детской части программы JuniorSkills. В пяти компетенциях приняли участие воспитанники Дворца молодёжи и наших базовых площадок.

Движение WorldSkills призвано продемонстрировать последние технические разработки и поднять престиж рабочих специальностей. У родителей искажённое представление о профессии, например, токаря. Для многих это человек в замасленной спецовке, на грязной и бесперспективной работе. Никто не хочет для своих детей такого будущего. А ведь сегодняшний токарь высокой квалификации – это, по сути дела, айтишник, осуществляющий программное управление рабочим процессом. К слову сказать, оплачивается такой труд очень высоко. Люди мало знают о реальном, «живом» производстве. На WorldSkills Hi-Tech они начинают понимать, что это такое, видят: вот он, реальный рабочий, и он делает удивительные вещи.

– Число юных участников этого чемпионата растёт?

– Безусловно. Это связано с расширением сети базовых площадок по робототехнике, где дети занимаются техническим творчеством. Данный проект реализуется в рамках программы «Уральская инженерная школа» и направлен на формирование у детей инженерного мышления. К концу года таких площадок в Свердловской области будет уже тридцать. Создавая проекты, дети получают знания в сфере IT, математики, биологии, химии, физики. С ними работают люди, знающие производство изнутри. Задача на следующий год – привлечь науку. Технологии очень быстро меняются. Мы стараемся улавливать все изменения и, соответственно, меняемся сами. Наши ребята уже три года принимают участие в мировой олимпиаде по робототехнике.

– Занимают призовые места?

– Традиционно входят в десятку лучших. Я считаю, это хороший результат и мотивация для дальнейшего роста. Ребята увлечены процессом изобретательства. Плюс они чувствуют огромную личную ответственность. Ведь это очень непросто – в подростковом возрасте представлять Свердловскую область на мировом уровне. Согласитесь, в этом есть элемент и патриотического воспитания.

Конечно, мы ждём от наших ребят побед. В канун Нового года я хочу поздравить всех воспитанников Дворца молодёжи – изобретателей, экологов, певцов, танцоров, актёров, туристов, их родителей и педагогов с наступающим праздником. В это время все загадывают желания. Очень хочу, чтобы все они сбылись. Здоровья вам, счастья и новых достижений!

Областная газета Свердловской области