Ящик для сомнительных сделок

По словам владельцев терминалов, вишенки и обезьянки на экране – это лишь красивое оформление процесса игры на валютной бирже. Фото: Алексей Кунилов.

По словам владельцев терминалов, вишенки и обезьянки на экране – это лишь красивое оформление процесса игры на валютной бирже. Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №016 от 30.01.2016

Игорный бизнес в России ещё с 2009 года запрещён везде, кроме четырёх специальных игорных зон. Однако сегодня набирают популярность так называемые терминалы «Trade box» (в переводе с анг. – «ящик для сделок»). И визуально, и по принципу работы они очень похожи на игровые автоматы. Встретить такие устройства можно в супермаркетах и торговых центрах.

Бинго

Обнаружился «Trade box» и в супермаркете рядом с редакцией. На экране стандартный интерфейс – пять рядов со сменяющими друг друга изображениями фруктов, животных и разных символов. Закидываю в купюроприёмник 50 рублей, жму «старт», и символы на экране начинают крутиться. Через несколько секунд эта «рулетка» останавливается. Никаких правил перед глазами нет, но интуитивно понимаю, что если в ряд выпадет несколько одинаковых картинок, то я выиграю, если нет – проиграю. Мне не везёт, и полтинник так и остаётся в недрах терминала. Вообще, в одном из разделов на экране можно найти длинный текст публичной оферты, в котором официальным языком описан принцип действия терминала и ответственность сторон, но вряд ли кто-то из игроков хоть раз дочитывал его до конца.

Представители торговой сети, в одном из магазинов которой стоит автомат «Trade box», рассказали, что место под терминал они сдают в аренду с декабря 2014 года. По документам этот автомат проходит как «биржевой терминал», но никакой лицензии на занятия биржевой деятельностью у таких арендаторов, как правило, никто не спрашивает, считая, что в случае чего перед законом отвечают владельцы автоматов. Впрочем, и не в лицензии дело: прикрываясь брокерской деятельностью, владельцы «Trade box» развивают игорный бизнес. Около этих «биржевых терминалов» толпятся маргинального вида мужики с помятыми купюрами, которые совсем не похожи на людей, разбирающихся в рынке ценных бумаг.

Делаем ставки на… °t в аэропортах

Заняться развитием сети подобных терминалов может любой желающий. Интернет пестрит объявлениями о продаже программного обеспечения для «Trade box». Продавцы позиционируют свои агрегаты как платформу для биржевой торговли. Якобы в процессе игры человек делает ставку на изменения курсов валют на бирже, а его выигрыш зависит от того, угадал ли он движение валюты. На одном из профильных сайтов прямо прописано: «Для повышения интереса участнику процесса представлены разнообразные виды визуализации, которые создают у него ощущение участия в игре, где выигрыш зависит от выпадения определённой комбинации. По сути, в основе процесса лежит торговля бинарными опционами, а игровая картинка захватывающе отображает изменение маржи».

Терминал стоит около 120–130 тысяч рублей. Подключить программное обеспечение для «Trade box» продавцы обещают бесплатно, но просят вернуть 90 процентов от прибыли (всех денег, опущенных в терминал). Предпринимателю остаётся лишь 10 процентов, но этого хватает, чтобы окупить бизнес – покупку, обслуживание терминала и аренду места.

Звоню в одну из подобных фирм, говорю, что хочу установить несколько «Trade box»:

– То есть автомат на самом деле через Интернет связывается с биржей?

– Да, котировки отправляются на падение и на подъём, – отвечает какой-то мужчина. – Там график у вас скачет, и вы можете их видеть. Если нет ходячего графика, соответственно это уже не биржа, а какая-то подделка. График должен идти вверх или вниз, а если он стоит как картинка, то ничего не происходит. Вся суть в привязке к этому графическому падению или подъёму.

– А с какой именно биржей он связывается?

– Если мне память не изменяет, они играют на падение и подъём температуры в аэропортах. Биржа привязана к этому.

– То есть там не курсы валют измеряются, а температуры?

– Угу. По документам так они все идут.

Рассмотрев повнимательнее экран автомата в процессе игры, в левом верхнем углу действительно можно увидеть слово «Аэропорт», напротив которого то и дело меняются названия городов: Франкфурт, Нью-Йорк, Флорианополис… Но ключевая информация, написанная мелким шрифтом, безнадёжно теряется среди множества других постоянно двигающихся показателей и красочных картинок.

Закон? В обход!

На проблему автоматов «Trade box» уже обратили внимание уральские общественники. Член Общественной палаты Екатеринбурга Илья Будкевич и политический обозреватель Сергей Колясников в декабре прошлого года писали в своих блогах об игровых автоматах, обнаруженных ими в разных районах Екатеринбурга, – от Уралмаша до ЖБИ. По их словам, играют в них как взрослые, так и школьники.

– По поводу автомата в «Мегамарте» на улице Высоцкого я оставил заявление на сайте ГУ МВД по Свердловской области через их специальную форму ещё в середине декабря, однако, судя по идентификатору, оно всё ещё находится на регистрации, – рассказал «ОГ» Илья Будкевич. – Кстати, около года назад одной публикации в блоге хватило, чтобы подобный автомат убрали из торгового центра «Комсомолл».

В 2014 году автоматами «Trade box» заинтересовались и в Центробанке. Тогда к ним поступали обращения правоохранительных органов по поводу деятельности фирмы под названием «Инвестиционная компания «НЬЮДЭЙ». Её подозревали в использовании лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг для прикрытия незаконной деятельности по проведению азартных игр.

Как сообщили «ОГ» в пресс-службе ЦБ, банк провёл комплекс надзорных мероприятий, в ходе которых были выявлены неоднократные в течение одного года нарушения компанией «НЬЮДЭЙ» законодательства РФ о ценных бумагах и законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. На основании выявленных нарушений 26 ноября 2015 года Банк России принял решение об аннулировании лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами, выданных ООО «ИК «НЬЮДЭЙ». Это любопытный прецедент, но подобных компаний по всей стране могут быть сотни.

Не бросает попыток побороть нелегальный игорный бизнес и Главное управление МВД России по Свердловской области. Как сообщили «ОГ» в их пресс-службе, за 2015 год сотрудники полиции только в Екатеринбурге изъяли 317 игровых аппаратов, сейчас все они проходят проверку. По всей области было изъято 869 единиц игрового оборудования. Среди них – несколько терминалов «Trade box», однако их незаконная деятельность пока не подтверждена. Доказать это непросто, но реально.

– В каждом случае есть свои особенности, и именно их используют жулики, чтобы обойти закон, – говорит Владимир Винницкий, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов. – В конечном итоге абсолютное большинство подобных терминалов не выдерживают критику с правовой точки зрения, если проверять их на соответствие заявленной оферте. Чаще всего это просто способ манипулирования терминологией при помощи изменения программного обеспечения. Но для доказательства их незаконности нужен достаточно серьёзный юридический анализ.

Комментарии

Виктор Немихин, директор инвестиционной компании «Открытие Брокер» в Екатеринбурге:

– Подобные автоматы к биржевой торговле никакого отношения не имеют. Это, как говорил Остап Бендер, один из относительно честных способов отъёма денег у населения. Как правило, никакие заявки на биржи «Trade box» не выводят. Даже если автомат отслеживает реальные изменения курсов валют, то, играя в них, люди всё равно не покупают никакую валюту. Их выигрыш зависит только от того, удалось ли угадать движение курсов. По сути – как в любом игровом автомате. Сейчас Центробанк всерьёз озадачился проблемой расчистки брокерского рынка, и скоро действующие игроки должны будут в обязательном порядке получить специальную лицензию. Это хорошая тенденция, такие меры позволят избавиться от мошенников.

Дмитрий Чукреев, президент «Фонда гражданской безопасности»:

– Предприниматели, владеющие терминалами «Trade box», придумали способ обойти законодательство, заявив, что они занимаются брокерской деятельностью, немного изменив электронное оборудование. В 2015 году Верховный суд принял решение, что эти автоматы не являются игровыми. Дело в том, что у них внутри нет игровой платы, поэтому формально их нельзя такими признать. Но по факту это тот же игорный бизнес, только поданный под другим соусом и прикрытый официальными документами. Видимо, кому-то это выгодно. Сейчас МВД периодически изымает эти автоматы, но чаще всего проверки ни к чему не приводят, и суд отказывает в возбуждении дела. Мы категорически не согласны с решением Верховного суда, но обжаловать его уже негде. Единственное решение этой проблемы – менять законодательство. Сделать это непросто. Подобная инициатива должна исходить от депутатов Госдумы или губернатора области.

Областная газета Свердловской области