Космическая одиссея

Так выглядит предстартовая подготовка космического «грузовика» «Союз-2», который стал практически единственным средством доставки грузов на МКС. Место действия — космодром Байконур, 2009 год. Фото: ЦСКБ-Прогресс, Алексей Якунин

Так выглядит предстартовая подготовка космического «грузовика» «Союз-2», который стал практически единственным средством доставки грузов на МКС. Место действия — космодром Байконур, 2009 год. Фото: ЦСКБ-Прогресс, Алексей Якунин

  • Опубликовано в №063 от 12.04.2016

12 апреля 1961 года случилось событие, сопоставимое разве что с Великой Победой, — человечество проложило дорогу в космос и за 55 лет далеко ушло вперёд. Космические полёты стали регулярными и где-то даже рутинными, мы уже привыкли к тому, что постоянно «космические корабли бороздят просторы Вселенной». Как будем дальше осваивать космос? Куда полетим — на Луну, на Марс или в другие галактики? Об этом наш разговор с генеральным директором НПО автоматики имени академика Семихатова Леонидом Шалимовым. Это предприятие давно работает на космос и ракетную технику.

— Леонид Николаевич, а вы помните этот день? Вам тогда лет 15 было…

— Как сейчас. Мы в школу пришли, а там такое… В школах всегда проходили выборы, поэтому висели репродукторы, через них мы услышали сообщение ТАСС. Ликованию не было предела! Об уроках, конечно, никто и не вспомнил. А мне, наверное, как и немногим другим из сверстников, была понятна значимость события: я очень любил фантастику и к тому времени перечитал всё, что было — Александра Беляева, Ивана Ефремова, Алексея Толстого…

— А космонавтом, как многие мальчишки, не мечтали стать?

— Нет. Я кинорежиссёром хотел стать, все школьные спектакли ставил. Сочинения писал не меньше, чем на всю тетрадь. Литературу любил, а математику — ещё больше, потому и учиться пошёл в Челябинский политехнический институт. Так что режиссировать пришлось в ракетно-космической отрасли.

— Ваше предприятие специализируется на системах управления. Помнится, на десятилетии первого пуска «Союза-2», оснащённого вашей аппаратурой, вы сказали, что наша задача — вывести ракету с грузом на расчётную орбиту. Занимает этот процесс минут десять, но это очень длинные минуты. А можно как-то проиллюстрировать, что это такое — система управления? Она всем полётом управляет, в том числе и приземлением?

— Нет, только выводом на орбиту. Как проиллюстрировать? Ну вот смотрите. Первые ракеты устанавливались вертикально на так называемый поворотный круг, на котором ракету поворачивали, выставляя точно по азимуту, чтобы она стартовала максимально близко к расчётной траектории. Это нужно было и для того, чтобы «боковушки» и вторая ступень отстреливались и падали в заданные районы. Мы создали такую автоматизированную систему управления (АСУ), что ракета, едва оторвавшись от стола, уже в воздухе сама поворачивалась на нужный курс. Это, доложу я вам, весьма впечатляющее зрелище — махина почти в 50 метров высотой и весом с десяток железнодорожных цистерн крутится как игрушечная… Всё, огромные поворотные круги больше не нужны, и их уже нет на космодромах Куру во Французской Гвиане и Восточном в Приморье. Принцип действия АСУ несложен: информация с многочисленных датчиков поступает в бортовой компьютер, обрабатывается, и курс корректируется с помощью рулевых двигателей. В итоге мы выводим корабль с грузом на орбиту с точностью до километра. Для космических масштабов это очень хороший результат. А когда траектория проходит с Байконура через нашу область в районе Карпинска, где отстреливается вторая ступень, мы точно знаем это место — квадрат десять на десять километров. Вся система состоит из наземного, бортового и контрольно-измерительного оборудования.

— А какая система управления была на гагаринском корабле? Ведь тогда, наверное, ещё и транзисторов не было, не говоря уж о чипах…

— Транзисторы уже были, но очень узкого применения. Да они и не нужны были, там работала больше электромеханика, позаимствованная ещё у немецких «Фау», весьма неточная. Поэтому и точка приземления была вычислена приблизительно, и Гагарина довольно долго искали. Сейчас поисково-спасательные отряды находят спускаемый аппарат за 15–20 минут после приземления.

— Леонид Николаевич, сегодня у вас — день предприятия, с чем и поздравляем. Скажите — это случайное совпадение с Днём космонавтики?

— Спасибо. Конечно нет. В истории нашего НПО есть несколько точек, которые можно было бы считать днём рождения и все они выпадали на апрель, но не на 12-е число. Поскольку космическое направление у нас одно из основных, мы и решили в День космонавтики с 2002 года отмечать день нашего предприятия. К этой дате обновляем Доску Почёта, выпускаем приказ о награждении наших сотрудников медалями Федерации космонавтики, назначении стипендий Генерального директора молодым рабочим и отличившимся специалистам.

— Недавно СМИ сообщили, что Роскосмос намерен до 2035 года построить на Луне станцию. Это реально?

— Это и сейчас вполне осуществимо технически. Цена вопроса велика. Так что пока нам до Луны — как до Луны.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас организуются туристические поездки уже не только на космические старты, но даже и на приземления? Ну совсем близко стал космос…

— А что в этом плохого? Мы регулярно возим на старты школьников, победителей олимпиад, Семихатовских чтений. Такую любознательность можно только приветствовать. В конце концов, человечество и устремилось в космос больше из тяги к познанию, а потом уже в поисках практической пользы.

Первый шаг в космос был сделан… в Билимбае

Сегодня в посёлке Билимбай во время торжественного митинга, посвящённого Дню космонавтики, будет представлен полномасштабный макет головной части космического корабля «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершил первый в истории полёт в космос.

Уральский посёлок вблизи Первоуральска не случайно выбрали для демонстрации уникального макета, созданного Евразийским фондом национального наследия «Строганофф». По мнению председателя Регионального отделения ДОСААФ России Свердловской области, генерал-майора Аркадия Воробкало, Билимбай — такое же звено в развитии отечественной космонавтики, как Капустин Яр, Байконур и Плесецк.

— Осенью 1941 года здесь собрались почти все конструкторы, которые впоследствии участвовали в разработке ракетно-космической техники, — отмечает он. — В Билимбай были эвакуированы конструкторские бюро и научно-исследовательские институты из Москвы, Ленинграда и других городов. Конструкторов и учёных разместили в полуразрушенном храме и поставили перед ними задачу — разработать истребитель с использованием не обычного поршневого, а ракетного двигателя, а также реконструировать местный кузнечный завод для производства таких самолётов.

Задачу выполнили. Среди разработчиков были два молодых сотрудника конструкторского бюро Болховитинова Александр Березняк и Алексей Исаев. По первым буквам их фамилий самолёт назвали «БИ-1». В 1942 году лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи в аэропорту Кольцово впервые в мире совершил полёт на самолёте с ракетным двигателем, ставшим прототипом двигателей космических кораблей. Не случайно Юрий Гагарин говорил, что без полёта Бахчиванджи, возможно, не было бы и полёта 12 апреля 1961 года.

— Волею судьбы создатели «БИ-1», работавшие в Билимбае, стали затем ведущими конструкторами космических аппаратов. Не было тут, пожалуй, только самого Сергея Королёва и его соратника Валентина Глушко, — рассказывает Аркадий Воробкало. — Так, в Билимбае работали Василий Мишин, ставший впоследствии первым заместителем Королёва и генеральным конструктором космических кораблей «Союз», Николай Пилюгин, разработавший системы управления ракетами и межпланетными станциями, Борис Черток, создавший системы контроля ракетных двигателей, он также был замом у Королёва, и другие.

На Билимбаевском кладбище похоронена мать Бориса Чертока, которая была с ним в эвакуации. А сам Борис Евсеевич трёх месяцев не дожил до своего столетия. И чуть ли не до последних дней он читал курс «Управление большими космическими системами» в МФТИ. Любопытно, что Черток увлекался нумерологией и провёл параллели между датами, связанными с жизнью Гагарина и Бахчиванджи.

В своём четырёхтомнике «Ракеты и люди» он отмечает, например, что дата 15 мая имеет для российской космонавтики особое значение. В этот день в 1942 году Бахчиванджи совершил первый полёт на «БИ-1». В этот же день в 1957 году состоялся испытательный запуск ракеты «Р-7», ставшей прообразом ракетоносителей, в 1958 году — запуск третьего искусственного спутника Земли, в 1960 году — первый экспериментальный полёт беспилотного космического корабля. Дата 27 марта, напротив, трагическая: и Бахчиванджи, и Гагарин погибли именно в этот день, один в 1943-м, другой в 1968 году. Тому и другому было по 34 года.

Свердловский след

Сергей Прокопев. Фото: NASA

Нашу область с космосом напрямую связывают четыре человека: лётчик-космонавт СССР № 10 Павел Беляев (полёт в космос 18–19 марта 1965 г.); лётчик-космонавт СССР №22 Виталий Севастьянов (два полёта в космос: 1–19 июня 1970 г. и 24 мая – 26 июля 1975 г.); лётчик-космонавт СССР №26 Василий Лазарев (два полёта в космос: 27–29 сентября 1973 г. и 5 апреля 1975 г.); лётчик-космонавт СССР №50 Виктор Савиных (три полёта в космос: 12 марта – 26 мая 1981 г., 6 июня – 21 ноября 1985 г., 7–17 июня 1988 г.). Вскоре список может пополниться ещё одним человеком. Сергей Прокопьев, родившийся 19 февраля 1975 года в Свердловске, является кандидатом на полёт основного экипажа корабля «Союз МС-06» в сентябре 2017 года.

Павел Беляев, Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР №10 (фото: media-2.web.britannica.com). Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Северо-Двинской губернии (ныне Вологодская область). В 1937 году его отец, Иван Парменович, закончил в Архангельске медицинское училище и получил направление в Каменск-Уральский, куда и переехал с семьёй (см. «ОГ» за 19.03.2015). В июне 1942 года Павел окончил 10 классов в каменской школе №3 и поступил токарем на Синарский трубный завод, но уже тогда мечтал стать лётчиком. В 1943 году добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище лётчиков. 18—19 марта 1965 года Беляев совершил космический полёт в качестве командира корабля «Восход-2». Полёт продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Василий Лазарев, Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР №26 (Фото: letkk.narod.ru). Родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино, Алтайский край, после смерти отца в 1930-е годы семья переехала к родственникам в Среднеуральск. Там Лазарев окончил среднюю школу №5. «Однажды над нашими головами пролетел самолет. Был виден даже летчик в его кабине. И вдруг я позавидовал этому летчику, мне захотелось вот так, как он, пролететь над землей. Подумал: если прослежу за его полетом до тех пор, пока он не скроется за горизонтом, обязательно стану летчиком…», — вспоминал потом Лазарев. После школы окончил медицинский институт в Свердловске по специальности «хирургия». Несколько лет работал военным врачом, а в 1954 году окончил по ускоренной программе Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. 27–29 сентября 1973 года Лазарев совершил свой первый полёт в космос на «Союзе-12» в качестве командира экипажа с позывным «Урал-1». Второй полёт состоялся 5 апреля 1975 года и завершился спустя 21 минуту 27 секунд из-за аварии.

  • Виталий Севастьянов, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР №22 (Фото: img1.wikia.nocookie.net). Родился 8 июля 1935 в Красноуральске, Свердловская область. Там Виталий окончил начальную школу, а в 1945 году семья Севастьяновых переехала в Сочи. Окончил Московский авиационный институт, в 1960-е годы читал курс лекций по механике космического полёта в Центре подготовки космонавтов. А вскоре и сам пополнил их число.
  • 1–19 июня 1970 года Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9». Во время полёта участвовал в первой в мире шахматной партии, одна сторона которой находилась в космосе, а другая — на Земле. В партии Севастьянову и его напарнику Андрияну Николаеву (советский космонавт №3) противостояли помощник главкома ВВС по космосу генерал-полковник Николай Каманин и космонавт Виктор Горбатко. Партия продолжалась шесть часов, потому что обмениваться ходами получалось лишь только в сеансах связи. А сеансы связи в то время были возможны только во минуты полёта корабля над территорией СССР.
  • 24 мая — 26 июля 1975 года совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» на орбитальную станцию «Салют-4».

Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР №50 (фото: megabook.ru). Родился 7 марта 1940 года в деревне Березкины Кировской области. В 1960 году окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта и устроился на Свердловскую железную дорогу, где проработал с марта по октябрь. После поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, окончив который, занимался занимался разработкой систем управления космических кораблей и оптических приборов. Совершил три полёта в космос в качестве бортинженера: 12 марта — 26 мая 1981 года, 6 июня — 21 ноября 1985 года, 7–17 июня 1988 года.

Кстати

Ирина Соловёва. Фото: www.spacefacts.net

Первой женщиной, полетевшей в космос, могла стать свердловчанка Ирина Соловьёва. Родилась она в Тульской области, а в Серов переехала с родителями в первые годы войны, но именно этот город считает родным. Соловьёва в апреле 1962 года была зачислена в отряд космонавтов, а 10 мая 1963 года была назначена основным дублёром Валентины Терешковой и на равных с ней готовилась к полёту на космическом корабле «Восток-6». Эксперты уверяют, что Соловьёва вполне могла стать первой женщиной в космосе, но подвело… слишком сложное отчество — Баяновна — и происхождение из семьи интеллигентов (подробнее — в «ОГ» за 17.05.2014). Побывать в космосе Ирине Соловьёвой так и не довелось.

Областная газета Свердловской области