«Всё цветёт, а деревня мёртвая» Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС рассказали «ОГ», как устраняли последствия катастрофы

Город Припять. Дворец культуры «Энергетик» после аварии, в начале 2000-х годов. Неизвестный фотограф

Город Припять. Дворец культуры «Энергетик» после аварии, в начале 2000-х годов. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №073 от 26.04.2016. Исправлено.

30 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла самая страшная техногенная катастрофа в истории атомной энергетики. В украинском городе Припять взорвался четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС, самой мощной электростанции в СССР. Огромные территории были загрязнены радиоактивными веществами. В радиусе 30 километров от АЭС пришлось создать зону отчуждения, эвакуировав из неё 270 тысяч человек. Около 600 тысяч человек, рискуя здоровьем, устраняли последствия аварии. Есть среди них и наши земляки. Некоторые поделились с «ОГ» воспоминаниями о тех днях.

  • Михаил Елистратов сегодня является председателем общественной организации «Инвалиды Чернобыля Орджоникидзевского района».

Вечером 10 мая 1986 года он отмечал своё 25-летие, а ночью принесли повестку с красной полосой — явиться в военкомат в течение часа. Через два дня он был уже в полку химзащиты, стоявшем недалеко от посёлка Комарин Гомельской области.

— Личный состав полка выполнял задачи по ведению радиационной разведки и дезактивации населённых пунктов в 30-километровой зоне вокруг Чернобыля. Первый выезд как сейчас перед глазами. Май, чудесная погода, всё цветёт, а деревня мёртвая — пустая. Мы от этой картины впали в оцепенение, из которого нас вывела бросившаяся к нам за помощью свора голодных собак. Мы отдали собакам свой сухой паёк. С какой жадностью они его поедали! — рассказывает Владимир Ермолов. — Мы измеряли уровень радиации и с помощью пожарных машин и машин химзащиты смывали радиоактивную пыль с домов и деревьев. При необходимости снимали верхний слой земли и вывозили в могильник.

Рабочий день продолжался с утра до вечера. В качестве средств индивидуальной защиты были только плотный хлопчатобумажный костюм и респиратор. Но каждый вечер ликвидаторов ждала баня.

— В нашей роте были совсем молодые ребята, солдаты срочной службы. Я старался их не посылать в зоны высокой радиации. А они, бывшие пионеры и комсомольцы, хотели чувствовать себя героями и даже жаловались на меня. А я говорил: «Потом спасибо скажете», — вспоминает Ермолов.

  • Старшего лейтенанта запаса Александра Карпушина, работавшего в аэропорту Уктус, командировали в Чернобыль в начале июня. Зону отчуждения он наблюдал с высоты — был бортмехаником вертолёта Ми-8, доставлявшего грузы к территории разрушенного реактора.

— Знал, что еду ликвидировать аварию, но воображение не способно было нарисовать столь жуткую картину, какая предстала в реальности. Современный город Припять, красивые многоэтажные дома, яркие вывески, машины возле гаражей, бельё висит на балконах. И ни одной живой души. В близлежащих деревнях мы видели пасущих коз бабушек и дедушек, они, видимо, категорически отказались покидать свой дом, — вспоминает Александр Георгиевич.

Припять, Дворец культуры «Энергетик» примерно за месяц до аварии. Неизвестный фотограф

Что такое радиация и как она действует на организм, он прекрасно знал.

— И в школе, и в лётном училище проходили это на военной подготовке. Но понять, какую дозу облучения получали, было сложно. На борту вертолёта стоял радиометрический счётчик, он показывал только текущий радиационный фон. Каждому из нас выдали индивидуальные дозиметры, но они были неработоспособные, точнее, их должны были зарядить перед тем, как нам выдать, но не зарядили. Я был молод, на здоровье не жаловался, различные симптомы стали проявляться позже, — говорит Александр Карпушин.

Полёты над реактором он совершал в течение 20 дней. После 80 часов полётов экипаж отстраняли от работы. На его место приходил другой.

Вертолётчики, как никто другой, могли в те дни оценить масштабы трагедии, но говорить об этом было строго запрещено. Первое сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС ТАСС передало только спустя два дня — 28 апреля. Но событие не было представлено как ЧП союзного масштаба. И лишь 14 мая Михаил Горбачёв по телевидению объявил о чудовищных последствиях.

Пять вопросов о радиации

Отвечает кандидат физических наук Александр Трапезников, заведующий отделом континентальной радиоэкологии института физики Уральского отделения Российской академии наук.

— В закрытых городах находятся крайне опасные предприятия?

— Цель закрытости — соблюдение режима секретности, он был обязателен во времена гонки вооружений в ходе холодной войны. Уровень радиации в населённом пункте не зависит от закрытости территории. Припять была открыта, но это не спасло её от радиационной катастрофы.

В советское время закрытость многих уральских городов была обусловлена исследованиями урана и плутония. Сегодня плутоний уже не вырабатывается, а уран производится только малообогащённый. Так что радиационное влияние таких предприятий на окружающий мир минимально. Отмечу, что российские стандарты облучения одни из самых суровых в мире. Мерой радиоактивности служит активность элементов, измеряющаяся в Беккерелях (Бк). У нас в стране содержание изотопа цезия-137 не должно превышать 100 Бк на литр молока. А в Норвегии норма для детского питания — 370 Бк на литр. Выходит, продукт, который у нас считается радиоактивным отходом, в Норвегии пригоден для питания…

— Радиационный фон на Урале выше среднероссийского?

— Считается, что да, но он в несколько раз ниже, чем на Алтае и в Чите. Существуют территории, где природная радиация в десятки раз превышает уральскую. Это места залегания ториевых и урановых руд в штате Керало в Индии, в Рамзаре в Иране, на пляже Копакабана в Бразилии. Население здесь приспособилось и не имеет физиологических отклонений.

— Увеличение количества случаев заболевания раком в последние десятилетия связано с развитием атомной промышленности?

— Заболеваемость онкологией растёт по другим причинам. Увеличился срок жизни людей, а раком болеют пожилые. Сыграли роль урбанизация, стрессы. Выхлопные газы автомобилей — сильнейший канцероген. На статистику повлияло и улучшение диагностики рака. А роль радиации — на последнем месте. Мало кто знает, что доза радиации, которую человек получает во время компьютерной томографии всего организма, соответствует дозе, которую жители районов в радиусе ста километров от Чернобыля аккумулировали в течение 20 лет. После катастрофы в Чернобыле количество больных раком людей в Белоруссии увеличилось в 45 раз, на Украине — в 12 раз, в России — в четыре раза. А в Европейских странах, расположенных поблизости от Чернобыля и точно так же попавших в зону радиационного поражения, уровень онкологических заболеваний остался на прежнем уровне. Почему? Потому что у нас была развёрнута истерия по поводу Чернобыля, а в Европе — нет.

— Главную опасность для населения представляет уран?

— Опасен не уран, а продукты его распада. Цепочку распада замыкают висмут и свинец. Для людей представляет опасность один из продуктов распада урана — газ радон. В местах залегания урановых руд радон выходит из-под земли. Он тяжелее воздуха, поэтому способен накапливаться на первых этажах зданий, в подполе и в подвалах. Но достаточно три раза в день по пять минут проветривать помещение, и вреда не будет.

— Радиация вызывает мутации?

— Нет. Когда американцы сбросили на Хиросиму и Нагасаки ядерные бомбы, медики и учёные пристально наблюдали за здоровьем хибакуси. Так в Японии называют людей, подвергшихся облучению. Всемирная организация здравоохранения признала факт, что детей с мутациями у них не рождалось. Доказано, что радиация не мутагенна, а тератогенна — она опасна для развивающегося в утробе матери младенца и может вызывать выкидыши плода, развитие у него уродств и различных патологий.

Обращение губернатора.

Уважаемые жители Свердловской области!

В этом году исполняется 30 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Одна из самых страшных катастроф прошлого века унесла тысячи жизней, нанесла непоправимый ущерб здоровью тех, кто оказался в зоне бедствия. В этот день мы вспоминаем подвиг всех участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, отдаём дань памяти тем, кто пал жертвой радиационной стихии.

В Свердловской области проживают 5 215 пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, 2 558 человек, пострадавших вследствие аварии на ПО «Маяк», 384 ветерана подразделений особого риска и свыше 130 «семипалатинцев».

Мы делаем всё необходимое, чтобы эти люди в полном объёме получали предусмотренные законом льготы, социальную и медицинскую помощь, а также региональные меры поддержки.

Сегодня, возле мемориала жертвам радиационных катастроф Свердловской области будет заложена капсула памяти с материалами об истории участия свердловчан в ликвидации последствий чернобыльской аварии и посланием потомкам 2036 года. В городах региона организованы акции по благоустройству и реставрации памятных знаков, посвящённых жертвам радиационных катастроф, пройдут фотовыставки и другие мероприятия с участием ликвидаторов последствий катастрофы.

Уважаемые участники ликвидации последствий радиационных катастроф! Примите искреннюю признательность за ваш героизм и мужество. Уральцы чтят память погибших ликвидаторов и делают всё необходимое, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась. Желаю вам здоровья, жизненных сил, оптимизма, счастья и благополучия!

  • Губернатор Свердловской области
  • Евгений Куйвашев
Областная газета Свердловской области