Откуда взялись клещи?

Фото: Александр Исаков

Фото: Александр Исаков

  • Опубликовано в №109 от 21.06.2016

По информации регионального Роспотребнадзора, с начала сезона более 19 тысяч свердловчан подверглись нападению клещей. Это на 13 процентов ниже аналогичного периода 2015 года и на 25 процентов ниже среднего многолетнего уровня. C предварительным диагнозом «клещевой вирусный энцефалит» в больницы были госпитализированы 153 человека, но только у десяти из них диагноз был подтверждён. С диагнозом «клещевой иксодовый боррелиоз» — 209 человек, у 56 из них он подтверждён. Получается, что опасность клещей сильно преувеличена — при укусе риск заболеть клещевым энцефалитом равен 0,05 процента, клещевым боррелиозом — 0,29 процента. Для региона с населением в 4,5 миллиона человек эти цифры не так уж и страшны.

Комментарий

Евгения Катасонова, заведующая травмпунктом №2 городской больницы №36 Екатеринбурга:

— Пик обращения свердловчан с укусами клещей приходится на середину мая — середину июня. Сейчас их активность идёт на спад, а через пару недель практически прекратится, до конца лета будут только единичные обращения. Причём большинство из пострадавших не ставили заранее прививки. Количество укушенных в последние годы примерно одинаково, резких всплесков не было.

На вопросы «ОГ» о том, откуда в России взялись клещи и как с ними бороться, ответила ведущий научный сотрудник НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, доктор биологических наук Наталия Шашина (г. Москва).

— Наталия Игоревна, откуда появились клещи в России?

— Учёные сходятся во мнении, что они жили здесь всегда и постепенно эволюционировали, как и другие животные. Просто раньше не было известно об их воздействии, люди болели в деревнях, но никто не знал, почему. Только в 1937–1938 годах, когда массово стали болеть солдаты в войсковых частях на Дальнем Востоке, медики обнаружили, что клещи переносят вирус клещевого энцефалита.

— Влияет на их распространение климат?

— Влияет, причём как глобальный, так и местный. Кроме того, влияют и социальные факторы. Например, в конце прошлого века больше людей стало заниматься приусадебными хозяйствами вокруг городов, и клещи переместились в пригороды и города. Из-за глобального потепления клещи постепенно продвигаются на север. А таёжный клещ, который распространён на территории Свердловской области, сейчас немного сдвигается на запад и теснит европейского лесного клеща. В районе Москвы и Ленинградской области оба этих вида пересекаются, но они хорошо уживаются, похожи внешне и переносят те же инфекции — клещевой энцефалит и клещевой боррелиоз.

— Но нельзя сказать, что через некоторое время они совсем уйдут с какой-то территории?

— Нет, совсем они не исчезнут. В процессе эволюции они приспособились даже к самому жёсткому климату. У клещей очень большая плодовитость, они питаются кровью многих животных — птиц, домашнего скота, мышей и так далее. Лишить их «объектов» питания невозможно. Клещи всегда были и будут, надо научиться с ними жить.

— А обработка лесов и парков помогает?

— Помогает, но только на короткое время. В 80-е годы широко применялся пестицид ДДТ. Позже он был запрещён из-за высоких аккумулятивных свойств — этот яд накапливался в окружающей среде на несколько лет. Я считаю, что не стоило запрещать его повсеместно, в сельском хозяйстве — да, а для защиты от клещей надо было всё-таки оставить. Но его производство остановилось, поэтому сейчас для обработки парков приходится использовать соединения с очень коротким периодом действия. Через месяц они уже распадаются и клещей не «бьют». Кроме того, нет таких ядов, которые действовали бы только на клещей, а другие организмы не трогали, поэтому применять их нужно с осторожностью.

— Медицина научилась справляться с последствиями укусов клещей?

— Клещевой вирусный энцефалит — тяжёлая инфекция, которая может привести к инвалидности или даже смерти. Однако от неё существует вакцина, врачи умеют лечить энцефалит, если диагноз поставлен вовремя. Поэтому, если вы проживаете на территории, где встречаются клещи, и бываете в лесу, то вам целесообразно ставить прививки. От других инфекций, которыми могут заразить клещи, вакцин нет, но они переносятся человеком полегче.

Кстати

На прошлой неделе управление Роспотребнадзора по Свердловской области заявило о том, что посещать природный парк «Оленьи ручьи» опасно для здоровья, потому что он не был обработан от клещей. В апреле-мае 2016 года специалисты отловили на одном километре этого парка до 40 особей клещей. Однако по закону об особо охраняемых природных территориях «Оленьи ручьи» и не должны обрабатываться никакими ядохимикатами.

— Клещ — это член общей экосистемы, которую мы должны сохранять в целости и сохранности, — рассказал «ОГ» главный инженер парка «Оленьи ручьи» Сергей Смольников. — Мы проводим обработку только на территории детских лагерей. О том, что на остальной территории живут клещи, посетители предупреждены, всюду висят объявления. Кроме того, чтобы обработать 12 тысяч гектаров леса, надо полбюджета района, таких денег нам никто не выделит.

Областная газета Свердловской области