Автокресла для детей старше 7 лет предлагают отменить

Медики убеждены, что в ДТП автокресло спасает детям жизнь. Фото: Алексей Кунилов

Медики убеждены, что в ДТП автокресло спасает детям жизнь. Фото: Алексей Кунилов

  • Опубликовано в №117 от 01.07.2016 под заголовком «Автокресла для детей старше 7 лет предлагают отменить»

Министерство внутренних дел вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Правила дорожного движения. В настоящее время действуют ПДД, которые предписывают возить детей до 12 лет в детском автокресле или иных средствах, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности. В новом варианте правил в автокреслах предлагается перевозить только детей до семи лет.

«Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности», — сказано в проекте. В случае если несовершеннолетний в возрасте от семи до 12 лет едет на переднем сиденье, то действующее правило о необходимости использования автокресла сохраняется. Штраф за нарушения остаётся прежним — 3 000 рублей (ч. 3 ст. 12.23 КоАП).

Для детей до семи лет новая редакция пункта 22.9 ПДД предусматривает использование детских удерживающих устройств без альтернативы.

— Изменения пункта 22.9 давно назрели, — считает представитель Федерации автовладельцев России по Свердловской области Максим Едрышов. — Наши правила в случае утверждения поправок будут больше соответствовать европейским. В странах Европы автокресла предусмотрены только для детей до восьми лет. В более старшем возрасте родитель сам выбирает, что использовать — либо детское удерживающее устройство, либо обычный ремень безопасности. Считаю, изменения вполне обоснованны — детей школьного возраста становится больше. Часто родители вынуждены возить их в машинах на учёбу, особенно в сельской местности, а позволить себе покупку автокресла могут не все.

Максим Едрышов — сам молодой отец. Когда отвечает мне по телефону, в трубке слышатся детские голоса. И он отвечает с позиции родителя — говорит, какой поправки сегодня в ПДД действительно не хватает, так это запрета на перевозку детей на переднем сиденье:

— В автокреслах они сидят рядом с водителем или нет, практически не важно. Важно, что впереди. Мы все знаем — в случае аварии место рядом с водителем принадлежит смертнику. Ответственные родители никогда не установят на него детское автокресло. Считаю, надо закрепить это в правилах. Кстати, в Европе этот запрет существует.

Но самое главное — дети школьного возраста могут значительно отличаться друг от друга по росту. И если один ребёнок уже во втором классе может обходиться без автокресла — иначе его голова упирается в потолок авто-малолитражки, то другому и в 11–12 лет ездить без него будет опасно. Очень хорошо это знают врачи — те, кто вынужден лечить у детей травмы после ДТП. В Свердловской области искалеченные в дорожных авариях дети попадают на лечение в детскую больницу №9.

— Во многих случаях жизнь и здоровье ребёнка удаётся сохранить только благодаря автокреслу, — считает главный детский травматолог Екатеринбурга Евгений Кожевников. — Важно, чтобы ремень безопасности фиксировался на плече, а не на шее ребёнка. Закон об использовании автокресел до 12 лет многих моих коллег освободил от необходимости лечить травмы.

Однако врачи считают, что в правилах надо закреплять не возраст детей, а их рост.

— Возможность правильно зафиксировать ремень безопасности зависит только от роста пассажира, — говорит главный педиатр Свердловской области Любовь Малямова. — Очевидно, авторы поправок ориентировались на существующие ростовые нормы детей. Однако далеко не все вписываются в них. Существуют так называемые «коридоры» вне ростовых норм. Кстати, у каждого региона России эти нормы свои. В Свердловской области они одни, а в Калмыкии, например, несколько иные. ПДД же одинаково действуют для жителей всей страны. Бывают слишком большие дети, а встречаются и слишком маленькие. Если ребёнок достиг роста 149 сантиметров — по росту он уже соответствует взрослому человеку. Но ему всего 10 лет, и мы по правилам ПДД сегодня усаживаем его в совершенно бесполезное для него автокресло. А вот другому ребёнку уже 12 лет, по правилам ему автокресло не требуется. Но здравый смысл требует его использовать, поскольку его рост всего 132 сантиметра. Бывает и такое. Не говоря уже о возрасте семи лет, когда ещё очень много низкорослых детей с ростом 125 сантиметров и ниже. При этом медицинские нормы указывают рост 128—134 сантиметра и даже выше.

Добавим, что учёные провели серию исследований с «иными средствами, позволяющими пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности» — испытали не крепящиеся к сиденью бустеры и накладки на ремни. Об этом сообщает МВД на своём официальном сайте. Выяснилось, что они не защищают ребёнка от травм во время аварии и даже усугубляют их. Важно, что в поправках ПДД значатся только автокресла, использовать другие средства будет незаконно — как для детей в возрасте до семи лет, так и старше.

Кстати

Кроме того, МВД предлагает запретить перевозку детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла (штраф 3 000 рублей). Под угрозой штрафа в 500 рублей новые поправки запрещают оставлять одного в автомобиле ребёнка младше семи лет.

Областная газета Свердловской области