Где и на чём полетать на Урале?

Стать пилотом частного самолёта может каждый человек старше 18 лет, которому здоровье позволяет водить автомобиль — особых медицинских требований нет. Фото: Александр Зайцев

Стать пилотом частного самолёта может каждый человек старше 18 лет, которому здоровье позволяет водить автомобиль — особых медицинских требований нет. Фото: Александр Зайцев

  • Опубликовано в №134 от 26.07.2016

24 июля на аэродроме Логиново прошёл Всероссийский авиационный фестиваль «Крылья Урала — 2016». Около трёх тысяч зрителей приехали посмотреть на малую авиацию, пообщаться с пилотами и увидеть шоу парашютистов. «ОГ» выяснила, где и как на Урале можно научиться летать, а главное — сколько это стоит.

Аэростаты

Самые большие и редкие воздушные аппараты, которые можно встретить на Урале, это аэростаты. В Свердловской области сейчас всего пять пилотов воздушных шаров. Самый молодой из них — Юлиан Титов.

Условия для полётов малой авиации диктует погода. На фестивале «Крылья Урала» ветер силой 8 м/c для аэростата был слишком сильным, купол чуть не сдуло. Фото: Александр Зайцев

— Воздушный шар летит туда, куда дует ветер. Пилот может управлять шаром только косвенно, меняя высоту полёта и ловя ветер, который на разных высотах дует в разных направлениях, — рассказал «ОГ» Юлиан Титов. — Зная силу и направление ветра, мы заранее прогнозируем полёт, выбираем точку старта и примерную точку посадки. Но всё равно бывают случаи, когда планируешь лететь в одну сторону, а ветер внезапно меняется, и шар летит в другую. При хороших погодных условиях можно улететь на 20–30 километров. На один полёт уходит 100–150 литров газа.

Некоторые пилоты улетают на аэростатах на значительно большие расстояния. Так, на днях кругосветное путешествие на воздушном шаре завершил Фёдор Конюхов. За 11 дней и шесть часов он пролетел 35 тысяч километров.

Чтобы надуть и удержать воздушный шар в сильный ветер, нужна целая команда сильных мужчин. В одиночку с аэростатом не справиться. Фото: Александр Зайцев

В России всего две лётных школы, которые обучают пилотов аэростатов — в Подмосковье и Великих Луках. Обучиться там можно за месяц, стоимость от 85 до 150 тысяч рублей, по итогам выдаётся пилотское удостоверение международного образца. Аэростат можно купить за миллион рублей. Изготавливают их на заказ за два-три месяца.

Лётный сезон на Урале длится с мая по сентябрь. Зимой тоже летают, но реже — ветер часто слишком сильный. Требования к погоде у аэростатов серьёзные: ветер до пяти метров в секунду и отсутствие сильных осадков. За сутки до полёта надо обязательно подать заявку в Росавиацию, а перед стартом и после посадки позвонить диспетчеру.

Cамолёты

Стать пилотом частного самолёта может каждый человек старше 18 лет, которому здоровье позволяет водить автомобиль — особых медицинских требований нет. Желающим подняться в небо за штурвалом лёгкого самолёта сначала нужно пройти 200 часов теоретического курса в Уральском учебно-тренировочном центре и отработать 20 часов на тренажёрах. Потом практические полёты — надо налетать 40 часов. На это обычно уходит несколько месяцев: провести в воздухе даже три часа в день для ученика сложно.

На этом четырёхместном самолёте американской марки «Бичкрафт» Павел Калинин с друзьями в мае слетали в Крым. Фото: Александр Зайцев

— Обучение пилотов мы выполняем на двух самолётах: Цессна-150 и А-22. Они отличаются техникой пилотирования: Цессна — более плавный самолётик, А-22 — более шустрый, — рассказал «ОГ» пилот-инструктор «Уралавиа» Геннадий Волчихин.— По окончанию обучения курсанту выдаётся удостоверение частного пилота однодвигательного сухопутного самолёта. Этой весной мы набрали группу в десять человек, причём это люди со всей России.

Учёба на пилота — удовольствие не из дешёвых. Теоретический курс стоит около 60 тысяч рублей, практика — ещё 400 тысяч. Получив пилотское удостоверение, можно купить небольшой самолёт за два-три миллиона рублей. Так, например, сделал директор автоцентра из Первоуральска Павел Калинин. Теперь он летает на нём на рыбалку, а этой весной вместе с друзьями отправился по воздуху в Крым.

— В полёте мы находились в сумме 12 часов, — рассказал Павел Калинин. — Мы заранее просчитали маршрут, посмотрели, где можно будет сесть, чтобы заправиться, созвонились с аэродромами, узнали о состоянии и длине взлётно-посадочных полос и подали заявки в воздушные службы. Приземлялись в Самаре, Волгограде, Краснодаре, Геленджике, Анапе и Коктебеле. Летели не быстро — со скоростью 180 километров в час, в Геленджике и Анапе останавливались на несколько дней. На бензин в обе стороны ушло около 50 тысяч рублей.

По словам пилотов, в России хватает небольших аэродромов, на которых могут сесть частные самолёты. Многие модели садятся на грунт и на траву, однако в неизвестном поле пилоты опасаются приземляться: можно зарыться носом в неприметную канаву и повредить пропеллер.

Парапланы и дельтапланы

Самый бюджетный способ подняться в небо на Урале — это пара- и дельтапланеризм. Эти сверхлёгкие летательные аппараты отличаются друг от друга строением крыла — у параплана оно мягкое, из специальной ткани, не пропускающей воздух, а у дельтаплана — жёсткая треугольная конструкция.

В Свердловской области парапланеристов можно встретить рядом с городом Михайловском, деревней Омельково и посёлком Средний Бугалыш. Многие ездят летать в Башкирию - там рельеф более подходящий. Фото: Александр Зайцев

Самые сильные дельтапланерные клубы в регионе находятся в Екатеринбурге и в Заречном. За обучение новичков денег они не берут, но существуют членские взносы: вступительный 5 тысяч рублей и последующие ежемесячные 400 рублей. Обучение проводят в районах Полевского, Верхнего Уфалея и Красноуфимска. Первые вылеты желательно делать зимой — падать на снег не так опасно. Летом в небо пускают только опытных пилотов. Максимальная высота, которую можно набрать на дельтаплане — 5 500 метров, максимальная скорость — 110 километров в час. Подержанный дельтаплан можно купить за 30 тысяч рублей, новый — от двух до пяти тысяч евро.

Опытные парапланеристы могут парить в воздухе по три-четыре часа без приземления, подниматься на высоту до трёх тысяч метров и улетать за сто километров.

— Параплан не просто опускается вниз, как парашют, но и может подниматься вверх в восходящих воздушных потоках, — пояснила «ОГ» парапланеристка с пятилетнем стажем Юлия Назипова. — Никакой особой физической силы или сверхлёгкости для управления парапланом не требуется. Он может парить, поворачивать, маневрировать, именно летать — в полном смысле этого слова.

Прежде чем выпустить новичка в небо, инструкторы проводят занятия на тренажёрах. К подвеске, защищающей позвоночник, крепится крыло параплана, а с помощью строп им можно управлять. Фото: Александр Зайцев

Ближайшие к Екатеринбургу подходящие для полётов места находятся рядом с городом Михайловском, деревней Омельково и посёлком Средний Бугалыш. Летают круглый год. Разрешения для полётов на пара- и дельтапланах не требуется, они носят уведомительный характер. Единственное — нельзя летать в запретных зонах около аэропортов и военных объектов. Пилоты такие зоны знают и туда не суются.

Получить базовые навыки управления парапланом можно за две недели интенсивного курса. Такие проводит, например, Уральская школа маршрутных полётов «Ural Team Paragliding». Курс стоит около 30 тысяч рублей. Особенно важно для пилотов научиться «читать» погоду, определять направление и силу ветра и предсказывать, как поведёт себя крыло в тех или иных условиях.

На весь Екатеринбург есть не больше 40 спортсменов, которые постоянно занимаются парапланеризмом, в Москве — около трёх сотен. Полный комплект подержанного оборудования — крыло, подвеска, шлем, приборы — стоит от 50 до 100 тысяч рублей, нового — от 120 до 200 тысяч.

Областная газета Свердловской области