- Опубликовано в №135 от 27.07.2016. Полная версия
Екатерина Сибирцева до того, как получила пост в городской администрации, была директором гимназии №9 и много лет учила детей физике. В интервью «ОГ» она рассказала, что следует предпринять, чтобы выпускники школы хорошо знали этот предмет, сообщила о возрасте екатеринбургских учителей, поделилась идеями, как восполнить их дефицит, и раскрыла места, где в Екатеринбурге построят новые школы.
Для школы № 80 (снимок слева) построят новое (снимок справа) здание. Этот проект предполагает увеличение числа учеников с 500 до 825. Фото: 1723.ru / ekburg.ru
— Подведём итоги учебного года. Как нынешние выпускники сдали экзамены?
— По русскому языку средний балл ЕГЭ в городе традиционно высокий — 70,5. Однако сдавать экзамен в этом году выпускникам было, видимо, сложнее —
— В разгаре летние каникулы. Как организуется оздоровление школьников в уральской столице?
— Пришкольные лагеря работали в основном в первую смену — в июне. Работа большинства из них организована до 15 часов. В некоторых школах есть лагеря и отряды полного дня, однако за дополнительное время нахождения ребёнка в лагере родителям приходится доплачивать. Есть в городе школы, открывающие оздоровительные площадки и в июле, и даже в августе. Однако их немного — проблема в обеспечении педагогами. Как правило, учителя в эти месяцы находятся в отпусках. Между тем сеть учреждений городского отдыха детей мы планируем расширять, используя новые формы организации и новые площадки. Так, уже третий год работает интеллект-смена в школьном лагере для старшеклассников на базе лицея № 130 в Кировском районе. Активно подключились к проведению оздоровительной кампании учреждения культуры, физкультуры и спорта, клубы по месту жительства. Творческие смены провели этим летом Театр юного зрителя, Театр кукол, Театр балета «Щелкунчик», ЦК «Урал».
В этом году екатеринбургские школьники отдыхают в 16 муниципальных загородных лагерях. К прошлогодним 15 добавился лагерь «Буревестник», принятый на баланс от Ростелекома — сейчас он относится к Кировскому району. Ремонтируется лагерь «Космос» — дети начнут отдыхать в нём уже в следующем году. За три летних месяца в загородных лагерях по бюджетным путёвкам отдохнут 12 500 городских школьников. Кроме того, лагеря реализуют путёвки и за полную стоимость — нынче она не превышает 17 500 рублей за смену продолжительностью 21 день.
Ещё 4500 детей на отдых и лечение примут восемь санаториев. Если за бюджетные путёвки в загородные лагеря приходится вносить родительскую плату (максимум чуть более шести тысяч рублей), то детские путёвки в санатории муниципалитет предоставляет абсолютно бесплатно. Правом воспользоваться отдыхом в лагере и в санатории имеет любой юный житель Екатеринбурга от 6,5 до 18 лет. Кроме того, 70 детей отдохнули в оздоровительном комплексе «Жемчужина России» в Анапе в составе «Поезда здоровья» Свердловской области.
Старое здание школы №1 (снимок слева) уже закрыто, его демонтируют и построят новое (снимок справа). Вместо 550 учеников школа сможет принять 850.Фото: 1723.ru / ekburg.ru
— В чём возникают проблемы при подготовке школ к новому учебному году?
— Приёмка образовательных учреждений идёт по плану. Однако содержать ряд зданий с устаревшей материально-технической базой становится всё сложнее. Половина школ Екатеринбурга построена в
Затем настанет очередь возведения новых зданий для школ № 1 и № 80. Проекты для строительства уже готовы, дело встало из-за финансирования. Как только появятся деньги — начнётся строительство. Федеральная программа рассчитана на 2,8 триллиона рублей для школ всей России. У Екатеринбурга хорошие шансы получить часть этих денег на возведение школьных зданий. На первом этапе запланирована также реконструкция гимназии № 40, увеличение мест в школах №№ 181,167, 6,173, 183 и в ряде других учреждений в Кировском, Чкаловском и Железнодорожном районах.
С каждым годом в Екатеринбурге становится больше школьников, и перед нами стоит задача всех их комфортно разместить в учебных классах. До 2021 года надо построить 10 новых зданий и вторую очередь школы № 23. Кроме того, 9 школ планируем реконструировать, а также провести капитальный ремонт ещё 6500 учебных мест. Таким образом, горожане получат 24 600 новых мест за партами. На втором этапе, с 2021 по 2025 год, будет проведён капитальный ремонт практически во всех старых школах, всего в программе мы задействуем 150 средних образовательных учреждений города.
— Сколько первоклассников в этом году будет в Екатеринбурге?
— На
— Хватит ли для них учителей?
— Год назад в школы пришли работать 286 молодых специалистов — выпускников педуниверситета и педагогических колледжей. Ждём, что нынче ряды педагогов пополнит такое же количество юных коллег.
— Может быть, стоит вернуть советское распределение по окончании учёбы в вузе?
— Нет, не представляю, как можно учить детей из-под палки. Не стоит даже и пробовать это делать — ставить эксперименты на детях. Лучше поднять социальный статус учителей, и тогда выпускники педвузов по доброй воле пойдут в школы. Нужно осознанно формировать учительский имидж. Пусть у педагогов будет достойная зарплата, позитивный портрет в средствах массовой информации — и молодых инициативных учителей в стране сразу станет больше.
— Каков средний возраст педагогических кадров в школах Екатеринбурга?
— У нас в школах много учителей с большим опытом работы, а вот среднего возраста — не так много. Однако в последние годы отмечается ощутимый приток молодых кадров. Думаю, к 2021 году, когда в школы придёт почти в два раза больше первоклассников, чем в этом году, разрыв между учительскими поколениями будет уже не такой резкий.
— Как в городе решается проблема нехватки учительских кадров?
— Школы больше стали работать с молодёжью. Лидеры по работе с молодыми педагогами — гимназия № 47, школа № 69 и лицей № 180. Создана ассоциация молодых учителей, где они общаются, делятся опытом, сотрудничают. Проводим для молодёжи конкурсы, форумы, тренинги, направляем на курсы повышения квалификации. В Уральском государственном педагогическом университете есть целевые места для города, мы организуем школьную практику для его студентов. Много работаем над интеграцией молодых коллег в профессиональное сообщество. Каждая конкретная школа материально стимулирует свою молодёжь, организует стажёрские пары с опытными учителями-стажистами.
— Вы — учитель физики. Сегодня этот предмет на Среднем Урале становится одним из самых актуальных в свете пропаганды инженерного образования. Как современные дети знают физику?
— Я вела уроки физики в школе 17 лет — с момента окончания университета до 2011 года. Считаю, это самый сложный предмет в школе. И научить физике хорошо за два часа в неделю невозможно. В советское время в старших классах было четыре урока физики в неделю — вот это было хорошо. Вернуть бы эти четыре урока, тогда можно было бы говорить об общем подъёме уровня знаний по данному предмету. Пока четыре-шесть часов в неделю есть лишь в профильных классах, а их в городе не так много, как хотелось бы. Вторая проблема — квалифицированные учительские кадры. За тот период времени, пока физике в школе не уделялось должного внимания, квалификация педагогов также снизилась. Трудно развиваться, когда ведёшь предмет лишь два урока в неделю.
— Вы ведёте личный приём родителей?
— Да, по средам.
— С какими проблемами горожане к вам приходят?
— В основном по поводу мест в детских садах и в первых классах школ в шаговой доступности.
— Удаётся помочь людям?
— Конечно, надо понимать, что ко мне приходят чаще всего тогда, когда решения на месте не нашлось. Если заявитель готов обсуждать варианты решения проблемы, то помочь и найти компромисс по сложному вопросу удается всегда. Без детского сада и школы дети у нас не остаются.
Досье «ОГ»: Екатерина Александровна Сибирцева
Родилась 17 декабря 1972 года в Свердловске. В 1989 году окончила гимназию №9 с серебряной медалью, в 1994 году — физический факультет УрГУ (ныне УрФУ) и сразу стала работать учителем физики в гимназии № 9. с 2008-го — директор этой гимназии. С 2016 года — начальник управления образования Екатеринбурга.