Школьные перемены

Екатерина Сибирцева. Фото: Александр Исаков

Екатерина Сибирцева. Фото: Александр Исаков

  • Опубликовано в №135 от 27.07.2016. Полная версия

Екатерина Сибирцева до того, как получила пост в городской администрации, была директором гимназии №9 и много лет учила детей физике. В интервью «ОГ» она рассказала, что следует предпринять, чтобы выпускники школы хорошо знали этот предмет, сообщила о возрасте екатеринбургских учителей, поделилась идеями, как восполнить их дефицит, и раскрыла места, где в Екатеринбурге построят новые школы.

Для школы № 80 (снимок слева) построят новое (снимок справа) здание. Этот проект предполагает увеличение числа учеников с 500 до 825. Фото:  1723.ru / ekburg.ru

— Подведём итоги учебного года. Как нынешние выпускники сдали экзамены?

— По русскому языку средний балл ЕГЭ в городе традиционно высокий — 70,5. Однако сдавать экзамен в этом году выпускникам было, видимо, сложнее — 100-балльников только 22 (это меньше, чем в прошлом году). Максимально хорошо сдали экзамен по этому предмету в школах №№ 13,9, 99,2, 70,39, 161,37, 142,144. А на высокий балл — примерно то же количество одиннадцатиклассников, что и в прошлом году. По профильной математике нынче, в отличие от прошлого года, в Екатеринбурге есть даже четыре 100-балльника (с 2008 по 2015 год не было ни одного): трое — из гимназии № 9, ещё один — из лицея № 130. Наилучшие результаты показали образовательные учреждения №№ 9,130, 210,161, 68,35, 135,13, 12,88. Да, есть и не сдавшие этот сложный экзамен. Однако это не означает, что выпускник не получит аттестат, поскольку для получения документа о среднем образовании достаточно результатов базового экзамена по математике. Между тем мы, педагоги, сделали вывод, на что следует обратить особое внимание, и учтём ошибки при подготовке выпускников следующего учебного года.

— В разгаре летние каникулы. Как организуется оздоровление школьников в уральской столице?

— Пришкольные лагеря работали в основном в первую смену — в июне. Работа большинства из них организована до 15 часов. В некоторых школах есть лагеря и отряды полного дня, однако за дополнительное время нахождения ребёнка в лагере родителям приходится доплачивать. Есть в городе школы, открывающие оздоровительные площадки и в июле, и даже в августе. Однако их немного — проблема в обеспечении педагогами. Как правило, учителя в эти месяцы находятся в отпусках. Между тем сеть учреждений городского отдыха детей мы планируем расширять, используя новые формы организации и новые площадки. Так, уже третий год работает интеллект-смена в школьном лагере для старшеклассников на базе лицея № 130 в Кировском районе. Активно подключились к проведению оздоровительной кампании учреждения культуры, физкультуры и спорта, клубы по месту жительства. Творческие смены провели этим летом Театр юного зрителя, Театр кукол, Театр балета «Щелкунчик», ЦК «Урал».

В этом году екатеринбургские школьники отдыхают в 16 муниципальных загородных лагерях. К прошлогодним 15 добавился лагерь «Буревестник», принятый на баланс от Ростелекома — сейчас он относится к Кировскому району. Ремонтируется лагерь «Космос» — дети начнут отдыхать в нём уже в следующем году. За три летних месяца в загородных лагерях по бюджетным путёвкам отдохнут 12 500 городских школьников. Кроме того, лагеря реализуют путёвки и за полную стоимость — нынче она не превышает 17 500 рублей за смену продолжительностью 21 день.

Ещё 4500 детей на отдых и лечение примут восемь санаториев. Если за бюджетные путёвки в загородные лагеря приходится вносить родительскую плату (максимум чуть более шести тысяч рублей), то детские путёвки в санатории муниципалитет предоставляет абсолютно бесплатно. Правом воспользоваться отдыхом в лагере и в санатории имеет любой юный житель Екатеринбурга от 6,5 до 18 лет. Кроме того, 70 детей отдохнули в оздоровительном комплексе «Жемчужина России» в Анапе в составе «Поезда здоровья» Свердловской области.

Старое здание школы №1 (снимок слева) уже закрыто, его демонтируют и построят новое (снимок справа). Вместо 550 учеников школа сможет принять 850.Фото:  1723.ru / ekburg.ru

— В чём возникают проблемы при подготовке школ к новому учебному году?

— Приёмка образовательных учреждений идёт по плану. Однако содержать ряд зданий с устаревшей материально-технической базой становится всё сложнее. Половина школ Екатеринбурга построена в 50–70-е годы прошлого века — у этих зданий высокий процент износа, многим требуется капитальный ремонт, некоторые и вовсе необходимо перестраивать. Без комплексной программы по реконструкции и строительству школ проблему не решить. Городская программа по ремонту, реконструкции и капитальному строительству школ принята на муниципальном уровне, в ней предусмотрено и увеличение количества мест для школьников города, что позволит обеспечить обучение в одну смену к 2025 году. Аналогичные программы существуют на уровне Федерации и региона, и мы надеемся на продуктивную совместную работу. Между тем новые здания для школ в городе строятся. К Дню города мы откроем школу № 23 в Академическом микрорайоне, до конца этого календарного года либо в начале следующего откроем и французскую гимназию № 39. Также в 2017 году планируется сдать новый образовательный центр «детский сад — школа» в микрорайоне Мичуринском.

Затем настанет очередь возведения новых зданий для школ № 1 и № 80. Проекты для строительства уже готовы, дело встало из-за финансирования. Как только появятся деньги — начнётся строительство. Федеральная программа рассчитана на 2,8 триллиона рублей для школ всей России. У Екатеринбурга хорошие шансы получить часть этих денег на возведение школьных зданий. На первом этапе запланирована также реконструкция гимназии № 40, увеличение мест в школах №№ 181,167, 6,173, 183 и в ряде других учреждений в Кировском, Чкаловском и Железнодорожном районах.

С каждым годом в Екатеринбурге становится больше школьников, и перед нами стоит задача всех их комфортно разместить в учебных классах. До 2021 года надо построить 10 новых зданий и вторую очередь школы № 23. Кроме того, 9 школ планируем реконструировать, а также провести капитальный ремонт ещё 6500 учебных мест. Таким образом, горожане получат 24 600 новых мест за партами. На втором этапе, с 2021 по 2025 год, будет проведён капитальный ремонт практически во всех старых школах, всего в программе мы задействуем 150 средних образовательных учреждений города.

— Сколько первоклассников в этом году будет в Екатеринбурге?

— На 200–300 человек больше, чем в прошлом году — примерно 16 500.

— Хватит ли для них учителей?

— Год назад в школы пришли работать 286 молодых специалистов — выпускников педуниверситета и педагогических колледжей. Ждём, что нынче ряды педагогов пополнит такое же количество юных коллег.

— Может быть, стоит вернуть советское распределение по окончании учёбы в вузе?

— Нет, не представляю, как можно учить детей из-под палки. Не стоит даже и пробовать это делать — ставить эксперименты на детях. Лучше поднять социальный статус учителей, и тогда выпускники педвузов по доброй воле пойдут в школы. Нужно осознанно формировать учительский имидж. Пусть у педагогов будет достойная зарплата, позитивный портрет в средствах массовой информации — и молодых инициативных учителей в стране сразу станет больше.

— Каков средний возраст педагогических кадров в школах Екатеринбурга?

— У нас в школах много учителей с большим опытом работы, а вот среднего возраста — не так много. Однако в последние годы отмечается ощутимый приток молодых кадров. Думаю, к 2021 году, когда в школы придёт почти в два раза больше первоклассников, чем в этом году, разрыв между учительскими поколениями будет уже не такой резкий.

— Как в городе решается проблема нехватки учительских кадров?

— Школы больше стали работать с молодёжью. Лидеры по работе с молодыми педагогами — гимназия № 47, школа № 69 и лицей № 180. Создана ассоциация молодых учителей, где они общаются, делятся опытом, сотрудничают. Проводим для молодёжи конкурсы, форумы, тренинги, направляем на курсы повышения квалификации. В Уральском государственном педагогическом университете есть целевые места для города, мы организуем школьную практику для его студентов. Много работаем над интеграцией молодых коллег в профессиональное сообщество. Каждая конкретная школа материально стимулирует свою молодёжь, организует стажёрские пары с опытными учителями-стажистами.

— Вы — учитель физики. Сегодня этот предмет на Среднем Урале становится одним из самых актуальных в свете пропаганды инженерного образования. Как современные дети знают физику?

— Я вела уроки физики в школе 17 лет — с момента окончания университета до 2011 года. Считаю, это самый сложный предмет в школе. И научить физике хорошо за два часа в неделю невозможно. В советское время в старших классах было четыре урока физики в неделю — вот это было хорошо. Вернуть бы эти четыре урока, тогда можно было бы говорить об общем подъёме уровня знаний по данному предмету. Пока четыре-шесть часов в неделю есть лишь в профильных классах, а их в городе не так много, как хотелось бы. Вторая проблема — квалифицированные учительские кадры. За тот период времени, пока физике в школе не уделялось должного внимания, квалификация педагогов также снизилась. Трудно развиваться, когда ведёшь предмет лишь два урока в неделю.

— Вы ведёте личный приём родителей?

— Да, по средам.

— С какими проблемами горожане к вам приходят?

— В основном по поводу мест в детских садах и в первых классах школ в шаговой доступности.

— Удаётся помочь людям?

— Конечно, надо понимать, что ко мне приходят чаще всего тогда, когда решения на месте не нашлось. Если заявитель готов обсуждать варианты решения проблемы, то помочь и найти компромисс по сложному вопросу удается всегда. Без детского сада и школы дети у нас не остаются.

Досье «ОГ»: Екатерина Александровна Сибирцева

Родилась 17 декабря 1972 года в Свердловске. В 1989 году окончила гимназию №9 с серебряной медалью, в 1994 году — физический факультет УрГУ (ныне УрФУ) и сразу стала работать учителем физики в гимназии № 9. с 2008-го — директор этой гимназии. С 2016 года — начальник управления образования Екатеринбурга.

Областная газета Свердловской области