Педагоги Среднего Урала просят власть избавить их от бумажной волокиты

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №156 от 25.08.2016 под заголовком «Учителям не до детей»

Вчера, 24 августа, в Екатеринбурге состоялось областное августовское педагогическое совещание, на котором были подведены итоги минувшего учебного года и сформированы задачи на следующий период.

Цифры

Открывая совещание, губернатор Евгений Куйвашев привёл любопытные цифры. Он отметил, что в Свердловской области около 70 тысяч педагогов, а доля школьников в общей численности населения области составляет почти 11 процентов. Первого сентября 55 тысяч первоклассников пойдут на свой первый урок. Двери ученикам распахнут 1040 школ, в том числе две школы-новостройки: в Академическом районе Екатеринбурга и в Верхней Салде.

На совещании педагоги рассмотрели множество вопросов, обсуждение самых «больных» из них плавно перетекло в кулуары. Именно к таким относится проблема избыточной бумажной работы, о которой на днях говорил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Напомним, по словам российского премьер-министра, 70–80 процентов школьной отчётности не имеет никакого отношения к учебному процессу. В той или иной степени «отчётное рабство» сегодня отравляет работу, пожалуй, каждому учителю.

Порой из-за бюрократической нагрузки учителя не успевают готовиться к урокам. Фото: Алексей Кунилов

– Мы, родители, активно сотрудничаем со школами и видим, что педагоги просто задыхаются от обилия бумаг, мыслимых и немыслимых отчётов обо всём – от питания до безопасности. Не случайно появилась нехорошая шутка, что у учителей не остаётся времени на детей. На мой взгляд, отчётность должна быть минимальной, и вести её должны не учителя, а те, кто занимается административной деятельностью. Меня удивляет: сейчас много говорят о том, что документооборот должен быть облегчён, вся информация должна быть в электронном виде. Но можно же создавать отчёты с открытыми данными и оттуда брать информацию, а не заставлять учителей постоянно собирать какие-то цифры. Это отвлекает их от основной деятельности и в конечном итоге влияет на качество образования детей, – заявила «ОГ» ответственный секретарь Свердловского регионального отделения Национальной родительской ассоциации Людмила Золотницкая.

Сегодня же многие учителя берут работу над отчётностью на дом, засиживаются с ней до позднего вечера в школах и даже каникулы целиком посвящают заполнению различных бланков. Частично это зависит от того, как в школе выстроены административные процессы:

– В разных школах различная острота проблемы избыточной отчётности. Всё зависит от того, насколько хорошо администрация умеет организовать сбор информации, – считает директор школы №17 города Полевского Наталья Хомякова.

Её поддерживает заместитель директора по научно-методической работе школы №69 Екатеринбурга Екатерина Белоцерковская.

– Часто какая-то информация, предоставленная учителями, используется, забывается, а потом её просят предоставить для другого отчёта, – сказала она. – Если руководство школы сохраняет её в административном ресурсе, а потом использует в разных направлениях, это упрощает дело. Впрочем, какие-то отчёты запрашиваются сначала районом, потом городом, областью, безусловно, это перегруз.

С места: срочно провести в школе День молока!

Елена Соловьёва, педагог дополнительного образования (краеведение), школа № 30, Дегтярск:

– Как раз с коллегами сейчас обсуждаем эту проблему. Нам с детьми уже заниматься некогда. Сами посудите: по любому мероприятию надо сдать отчёт, в котором надо указать тему, количество участников, приложить фото. Причём в три инстанции – городское управление образования, в управленческий округ, в область. Мы сдаём завучу, он сводит воедино и отправляет. Да, ещё на сайте школы надо разместить. Вот перечень ведомств, которые регулярно обязывают проводить различные мероприятия и сдавать о них отчёты: ГИБДД и пожарные – занятия с детьми по безопасности, минздрав – по профилактике заболеваний, городское управление культуры и спорта – культмассовые мероприятия. Например, срочно провести День молока и отчитаться наутро. Если проводим какую-то патриотическую акцию, отчёт шлём ещё и в Региональный центр патриотического воспитания. Если всё проводить как следует, да отчитываться, нам детей учить некогда будет. Был у нас как-то чиновник от образования, мы пожаловались на этот бумажный вал, так он сказал: главное – не как проводить, а как отчитаться. Мне есть с чем сравнивать, я ещё и руководитель поискового отряда «Рокада», так мы после экспедиции небольшой отчёт оправляем в ассоциацию «Возвращение» и финансовый – в администрацию, поскольку финансирование местное. Да в местной газете расскажем о результатах очередных поисков. Всё! Честно скажу, в трудные 90-е годы до школы никому дела не было, и мы меньше отвлекались, а сейчас просто девятый вал какой-то!

Записал Станислав Богомолов

– Проблема избыточной отчётности существует не только на уровне школ, но и на уровне органов управления образования, – отметила заведующая информационно-методическим центром отдела образования Волчанского городского округа Ирина Гетте. – Порой просто зарываешься в обилии информации, а некоторые отчёты дублируют друг друга. Мне кажется, давно пора с холодной головой подойти к этому вопросу.

О необходимости предпринять шаги для снижения многочисленной отчётности педагогических работников на педсовете сказала председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина. А некоторое время назад тему поднимали на круглом столе в региональном отделении партии «Единая Россия». Евгений Куйвашев после заявил, что предложения, которые будут сформулированы партией и учительским сообществом, будут обязательно выдвинуты на федеральный уровень. Правительство страны при необходимости готово внести такие поправки в закон, главное теперь – сформулировать их предельно чётко.

Болевые точки

Региональный министр общего и профессионального образования Юрий Биктуганов на педсовете назвал причины недовольства системой образования:

– На основе обращений граждан, поступающих в министерство, можно выделить несколько причин неудовлетворённости населения качеством образования. Это непрозрачность механизма приёма детей в детские сады, так называемые добровольные взносы в образовательных учреждениях, плата за репетиторство. Известно, что в области есть общедоступные школы и школы, куда трудно попасть и где предлагается большой блок дополнительных образовательных услуг. В результате дети из различных социальных групп получают образовательные услуги разного качества и имеют разные шансы на успешную сдачу ЕГЭ, – заявил министр.

Областная газета Свердловской области