Пожаловаться на перевозчика не выходя из дома

Хоть и жарко, а окно не откроешь... Фото: Алексей Кунилов

Хоть и жарко, а окно не откроешь... Фото: Алексей Кунилов

  • Опубликовано в №168 от 10.09.2016

Вчера в Екатеринбурге, в Доме журналистов, прошёл первый открытый форум Уральской транспортной прокуратуры, зона действия которой распространяется на территорию УрФО и даже больше. Тема широкая – защита прав пассажиров на всех видах сообщений.

Уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин обозначил общие тенденции. За год жалоб-обращений на перевозчиков всех мастей стало больше на 10 процентов, а вот на авиалинии жаловаться стали аж в два раза больше. Причём примерно 20 процентов – претензии вполне обоснованные, как показали результаты проверок.

Какие обращения отнесены в категорию необоснованных? Очень просто: зачастую факт какого-либо инцидента имел место, но законы и права граждан нарушены не были. Важно, что результаты прокурорских проверок – очень весомое доказательство в суде, если пострадавшая сторона добивается компенсации за моральный вред. Потому оба спикера – и транспортный прокурор, и начальник Уральского таможенного управления Вячеслав Голоскоков – призывают: в случае нарушений прав пассажиров нужно и обращаться в надзорные органы, и требовать ведомственных проверок. Это можно сделать через интернет-приёмные, по горячим линиям, телефонам доверия. Причём, подчеркнул главный уральский таможенник, ведомственная проверка зачастую более эффективна и в отличие от судебного разбирательства совершенно бесплатна.

На одну из жарких тем даже разгорелась дискуссия: почему до сих пор многие пассажирские вагоны не оборудованы кондиционерами? Когда наконец у них кончится срок службы? Ответ представителя РЖД не порадовал: срок службы у вагона 28 лет, денег на оборудование старых вагонов кондиционерами нет, просим субсидий у государства, пока не дают. Проблема обостряется ещё и из-за конструктивных особенностей окон старых вагонов – открыть их просто невозможно. И самое интересное, в новых, с кондиционерами, вагонах несоблюдение температурного режима является нарушением санитарных норм, а вот для старых таковых норм вообще не существует.

К авиаперевозчикам претензии, в принципе, те же, что лет 50 назад: задержки и переносы рейсов, проблемы с предоставлением питания и гостиниц, положенных по закону в таких случаях. На вопрос о том, почему «Уральские авиалинии» в негласном рейтинге пунктуальности занимают последние строчки, представитель компании возразил: по данным за восемь месяцев этого года, регулярность у них составила 95,6 процента. Стопроцентной добиться просто невозможно – слишком многое зависит от погоды. Есть и другие немаловажные факторы, например, низкое качество технического обслуживания в аэро­портах. В Европе запросто можно поменять аэропорт, а у нас пока не поменяешь. А вот топливозаправочных компаний в Кольцово сразу четыре – и из них можно выбрать лучшую. Здоровая конкуренция идёт на пользу.

Немало нарушений и в таможенной сфере. Например, пока так и не отрегулирован вопрос с регистрацией личного автотранспорта беженцев с Украины: ни растаможить, ни на учёт поставить. В этом году резко вырос поток международных почтовых отправлений через Кольцовскую таможню – с 2,5 миллиона прошлогодних до 11 миллионов за восемь месяцев этого года. Интернет-торговля стремительно набирает обороты, особенно с Китаем. Много недоразумений возникает при заказах, пересылке, перевозке четырёх запрещённых видов продукции: холодное оружие и схожие с ним предметы, всякие шпионские штучки, ненотированные в России телефоны и смартфоны, любого вида семена. При обнаружении таковых посылка отправляется обратно, а покупателя могут и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Случается, что и таможенники иной раз переусердствуют, так что пять-десять процентов обращений в контролирующие структуры признаются оправданными.

Общий итог встречи я бы определил так: не молчите, если вас обижают. Наверное, это касается не только транспорта. Иначе порядок нигде не наведём. Известно же: дитя не плачет – мамка не разумеет.

Областная газета Свердловской области