Гендиректор Uber в России: «Наши главные конкуренты — ваши личные автомобили»

Цель Uber - довести скорость подачи автомобиля до 1 минуты.

Цель Uber - довести скорость подачи автомобиля до 1 минуты.

Мобильные сервисы по заказу такси сломали не только их традиционный рынок, но и наше восприятие этих услуг. Если раньше такси считалось элементом роскоши, то сегодня это просто ещё одно средство передвижения — комфортное, оперативное и в меру экономичное. Uber — одна из самых технологичных и динамично развивающихся на этом рынке компаний в мире. Как заявил на выступлении в Екатеринбурге гендиректор Uber в России Дмитрий Измайлов, их цель — заставить нас отказаться от личных авто. Как они планируют это сделать — в материале «ОГ».

История Uber

В 2008 году основатель компании Uber американец Трэвис Каланик, находясь в командировке в Париже, не смог вызвать такси. Так родилась идея мобильного приложения для поиска, заказа и оплаты машин. Первое время Uber работал только в Сан-Франциско, в системе были задействованы только автомобили представительского класса. В 2012-м появилась опция, когда любой водитель со своим автомобилем мог стать таксистом компании. После этого жители стали массово пересаживаться на дешёвые такси, и этот рынок в Сан-Франциско вырос в шесть раз. Сегодня у Uber 80 миллионов пользователей, он работает в более чем 35 странах и 540 городах мира (в том числе в 17 городах России). В ноябре 2013 года они запустились в Москве, в июле 2014-го — в Санкт-Петербурге, в мае 2015 года — в Екатеринбурге.

В декабре 2016 года Uber был оценён в 68 миллиардов долларов. Несмотря на стремительный рост, в России компания работает в убыток. Ещё одна проблема Uber — сопротивление классических таксистов, которые обвиняют компанию в нечестной конкуренции, поскольку водители обходят обязательную дорогостоящую процедуру лицензирования.

Из личного опыта. Приложение Uber на телефон я скачала летом 2015 года, вскоре после их запуска в Екатеринбурге. После «Копейки», «Трёх десяток», такси «Максим» и прочих, которыми в то время активно пользовались жители Екатеринбурга, разница была колоссальной. Новые машины-иномарки, интеллигентные водители, привязка к банковской карте (не нужно возиться с мелочью и разменивать деньги для сдачи), быстрый заказ и возможность отслеживать перемещение машины через Интернет. Сегодня российский рынок немного «обтесал» Uber — автомобили стали более бюджетными, а поездки уже не такими дешёвыми, у компании появились конкуренты — «Яндекс.Такси», Gett, но, по-моему (это не реклама, а личное мнение), Uber до сих пор остаётся самым удобным. Импонируют не только их сервис, но принципы, по которым развивается компания, и её амбициозные планы.

Дмитрий Измайлов на лекции в Екатеринбурге

Дмитрий Измайлов пришёл в Uber в первые полгода их работы в России. До этого работал в крупных компаниях банковской и страховой сферы. Uber имеет офис в каждом из городов присутствия, в московском офисе компании около 100 сотрудников — у них маркетинговые задачи, все разработчики программного обеспечения находятся в Сан-Франциско. Фото: Дарья Белоусова

Клиенты в Екатеринбурге. На лекцию Дмитрия Измайлова в рамках проекта «Интеллекции» пришли по большей части такие же, как я, пользователи Uber — это было понятно по предельно конкретным вопросам. Вместе с тем там присутствовали разработчики новой транспортной схемы в Екатеринбурге. Впрочем, и выступление Дмитрия носило не сугубо рекламный характер. Он представил исследование компании, в котором они проанализировали передвижение людей в городах-миллионниках, где присутствует их такси — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и Новосибирска. Рынок такси там занимает примерно 14 процентов в доле перевозок.  Кто эти люди? Типичный клиент Uber в Екатеринбурге — 30-летний мужчина или женщина (их 50 на 50) с высшим образованием. 42 процента поездок происходит за пределами центра города. А 20 процентов — заканчиваются у станции метро — то есть люди не используют такси как единственный вид транспорта. Средний возраст водителей — 36 лет, и 65 процентов из них пришли работать в компанию, потому что потеряли работу.

Сегодня наш город на втором месте после Санкт-Петербурга по количеству легальных такси на душу населения. В Питере эта цифра 7, у нас — 5,9. Потенциал роста на рынке такси, по словам Дмитрия Измайлова, возможен в три с половиной раза.

Вызов такси по телефону - сегодня уже прошлый век. Сегодня для этой цели существуют десятки мобильных приложений. Фото: Алексей Кунилов

Почему надо пересесть на такси?

По расчетам Uber, в мире более 2 миллиардов автомобилей, при этом 95 процентов времени они просто простаивают. Ты доехал до работы и поставил машину на стоянку, вечером доехал до дома и сделал то же самое. При этом у владельца авто появляются дополнительные расходы и проблемы — та же парковка, с которой в больших городах всегда сложности, сервис, мойка, замена резины. Соглашаясь со всем этим, мы всё равно покупаем машину, потому что это удобство и независимость. В любую минуту можно сорваться куда нужно, будь то соседний квартал или другой город.

Скорость. Первое, что мобильные приложения такси попытались сделать, чтобы противостоять личному авто — обеспечить скорость подачи машины. В некоторых областных городах, где есть такси, заказывать авто до сих пор нужно за несколько часов, а то и с вечера. Это уже прошлый век.

— Когда мы заходили в Екатеринбург, скорость приезда авто составляла 10 минут, сейчас мы довели её до 4 минут. Цель — чтобы она составляла не больше минуты. Тогда сервис будет ни в чём не уступать собственному авто, — говорит Дмитрий Измайлов.

Также Uber начал практиковать перевозки на большие расстояния. Правда, ездить на дачу на такси — пока ещё дорогое удовольствие.

Велосипедист в городе

Фото: Алексей Кунилов

Цена. Чтобы снизить цену, в некоторых городах США компания вводит сервис перевозки нескольких пассажиров одновременно. Ты садишься в машину и знаешь, что в определённой точке к тебе подсядет ещё один пассажир — и так до четырёх человек. Там, где это уже практикуется, стоимость поездки удалось уменьшить на 20–30 процентов. Также практикуется доставка пассажиров из одной точки, например, от стадиона, где только что закончился футбольный матч — своеобразный аналог трансфера.

Бытовые услуги. Зачем ещё мы пользуемся машиной? Отвезти ребёнка в садик, купить продукты в магазине. Uber запустил уже более 15 сервисов в разных странах, которые отвечали бы всем необходимым нуждам людей. Например, UberWAV — перевозка людей на инвалидных колясках, UberPET — перевозка животных, UberKIDS — перевозка детей от 3 лет с возможностью слежения за их маршрутом, UberEATS — сервис заказа еды на дом.

Технологии на грани фантастики. Помимо развития в тех плоскостях, что отвечают насущным запросам своих пассажиров, компания стремится осваивать новые сферы. В ЮАР на несколько месяцев вводили сервис по заказу вертолётов. В Стамбуле действует UberBOAT — переправа на лодке через пролив Босфор. Сейчас компания тестирует 43 беспилотных автомобиля в двух городах США. Правда, возможность подобного в России пока под большим вопросом.

  • Опубликовано в №76 от 29.04.2017
Областная газета Свердловской области