Школы из муниципальных станут государственными

После перехода в государственное ведение эта сельская школа Сухоложского ГО может претендовать на достойное содержание и комплектацию едиными учебниками. Фото: Алексей Кунилов

После перехода в государственное ведение эта сельская школа Сухоложского ГО может претендовать на достойное содержание и комплектацию едиными учебниками. Фото: Алексей Кунилов

Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что настало время перевести все школы из местного ведения в подчинение государства — в регионы.

«Сейчас совершенно другой исторический период, который требует… возвращения школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы», — заявила Васильева на заседании комитета Госдумы по образованию и науке. Дело в том, что муниципальное подчинение школ не позволяет Минобрнауки руководить ими. «Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону», — сказала министр. Переподчинение позволит ввести одинаковые образовательные программы в школах всей страны. Сегодня муниципалитеты могут создавать и создают свои программы, и это вредит созданию общего образовательного пространства. «Получается, мы не собираем страну, а её растаскиваем», — сказала Васильева.

Реформа начнётся с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась. Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никоновподтвердил готовность депутатов сотрудничать с министерством, сообщил «Интерфакс».

Действительно, сегодня учредителями школ являются местные власти — они и руководят, и отвечают за их работу. Министерство образования региона напрямую школами не руководит — как, собственно, и муниципалитетами. Хотя и считается, что осуществляет общее руководство и отвечает за организацию образования. Вот и выходит, что каждая школа в каждом муниципалитете вершит свои законы.

Так, например, год назад Минобрнауки сделало разъяснение: школы не вправе требовать с родителей покупки рабочих тетрадей к учебникам. Кто-то подчинился Минобрнауки? Увы, единицы. В абсолютном большинстве школ всё осталось по-прежнему — покупку дополнительных тетрадей всё также спрашивают с родителей. И это лишь один пример. Но если школы перестанут быть муниципальными, будут подчиняться региональным министерствам, которые, в свою очередь, находятся под руководством федерального Минобрнауки, то каждый его приказ будет восприниматься педагогами прямым указанием к действию. И спросить с них за исполнение будет проще.

Для свердловских директоров школ и руководства местных управлений образований эта новость стала неожиданной. Никто таких новостей не ждал посреди каникул, когда все ЕГЭ сданы и аттестаты выпускникам выданы. Вчера никто из специалистов не был готов прокомментировать решение Минобрнауки, все просили паузу его обдумать. Даже в свердловском министерстве общего и профессионального образования не смогли прокомментировать идею реформы. Лишь в одном из дальних уголков региона, в городке Новая Ляля, директор школы №4 Татьяна Шешина сразу сказала:

— Да, я слышала в «Новостях» это заявление и уже успела подумать: оно меня не пугает. А необходимость одинаковых программ и единых учебников в школах давно назрела.

По примеру больниц? Кое-кто стал проводить параллели с реформированием здравоохранения. Действительно, одновременно с переподчинением больниц из муниципальной к региональной власти шла их оптимизация. И в связи с ней было сломано немало копий. После неё многие населённые пункты не досчитались и больниц, и стационаров, и даже станций скорой помощи.

— В итоге оптимизации жители Пелыма оказались приписаны к Краснотурьинской больнице, которая находится от нас за 270 километров, лишились приёма узких специалистов и круглосуточного стационара по месту жительства, — говорит Алёна Пелевина, замглавы администрации городского округа Пелым.

Однако она соглашается — вместе с тем здания больниц на периферии были отремонтированы и поставлено новое оборудование. Пока больницы принадлежали муниципалитетам, в некоторых роддомах то и дело гибли роженицы и младенцы. А после реформы вот уже несколько последних лет материнская и младенческая смертность снижается, а кое-где приблизилась к нулю. Многие главные врачи больниц с периферии рассказывают, что, пока они принадлежали муниципалитетам, приходилось латать дыры, а не развиваться — на периферии бюджета часто не хватает. А сейчас деньги на больницу идут из областного кармана — равномерно для всех.

— Хорошо, что и в дотационных регионах будет то, что положено стандартом, а не то, на что хватило денег, — рассуждают мамы на родительских форумах. — Вась-вась между руководством не повлияет на урезание одного школьного бюджета и вливание в бюджет руководителю, который больше нравится. Да, возможно, всё, что сверх стандартов, будет доносить родитель ученика. Так это и сейчас делается повсеместно.

Главное, о чём сейчас говорят педагоги, — это то, что нельзя местную власть совсем отлучать от школ. Муниципалитеты к школам ближе и по месту своего расположения обязаны заботиться о них.

Комментарии

Алёна ПЕЛЕВИНА, заместитель главы администрации городского округа Пелым:

— Плюсы реформы вижу в появлении единого подхода к образовательным программам и единого требования к выпускникам школы — по всей стране. Это очень важно и наболело сегодня не только у учителей, но и у родителей: любой переезд семьи сопряжён со стрессом перехода ребёнка в другую школу. Везде используются разные учебники, разные программы, и с этим настало время что-то делать. Минусы такой реформы — в отдалённости новой власти от школ. Сегодня начальник рядом со школой, он бдит, видит проблемы и помогает их оперативно решать. Когда начальство отодвинется на несколько сот километров дальше, боюсь, и контроля над директорами школ будет меньше, и времени на решение проблем будет уходить больше. Так что совсем отстранять муниципалитеты от управления школами никак нельзя. И, конечно, нельзя оптимизировать образование так, как оптимизировали здравоохранение.

Татьяна ШЕШИНА, директор школы №4 Новой Ляли:

— Важный вопрос: что именно будет регулировать государство? Если будет регулировать вопрос обеспеченности школ — это правильно. Сегодня самая острая проблема, которая стоит перед директорами — материальное состояние школ. В разных населённых пунктах она решается по-разному, в зависимости от состояния бюджета территории. В результате ученик богатого города имеет все возможности и средства обучения, а ученик бедной деревни — самый минимум. Это несправедливо. В одном государстве права граждан должны соблюдаться одинаково. Если государство приведёт к единообразию учебные программы и сможет обеспечить все школы одинаковыми учебниками — будет прекрасно. А дополнительные материалы сегодня доступны для всех — в Интернете или в книжных магазинах, и никто не запрещает ими пользоваться для расширения учебной программы. А вот базовые, одинаковые по всей стране, учебники пусть обеспечит государство.

Светлана ЧЕРНОВА, директор школы №5 посёлка Троицкого Талицкого ГО:

— Сколько средств сегодня тратят школы на учебники, которые вдруг потом оказываются не нужны! Жалко смотреть на это добро и думать, на что полезное мы могли бы эти средства потратить. Так что учебники во всех школах должны быть одинаковые. Единые образовательные программы нужны стране, это наболело. И не надо бояться, что одинаковые учебники погубят свободу — сейчас нет недостатка в дополнительной литературе. Но волнует вопрос: при новой схеме подчинения школ по какому принципу будут распределяться средства? Неужели по количеству учеников? Если так, то наша почти тысячная школа не пострадает. А как будут жить малокомплектные школы в деревнях?

  • Опубликовано в №122 от 8.07.2017 
Областная газета Свердловской области