Алапаевская узкоколейная железная дорога одна из крупнейших на территории России дорог с шириной колеи 750 мм. Именно она соединяет посёлки муниципального образования «Алапаевское» с районным центром. Раньше поезда по всем действующим здесь маршрутам ходили четыре раза в неделю, в большинство посёлков они по-прежнему заглядывают так же часто. Но не в Гаранинку.
По словам местных жителей, ещё совсем недавно пассажирский поезд доставлял их прямо в Алапаевск дважды в неделю. С течением лет большой вагон, оборудованный санузлом, сменился «теплушкой» с двумя окнами и без удобств, да и ходить стал лишь до станции Угольная. А несколько месяцев назад в расписание внесли коррективы, и теперь поезд приходит в Гаранинку лишь по понедельникам. Всё это заставило жителей засомневаться: а не собираются ли их отрезать от «большой земли» окончательно?..
Традиционно узкоколейка считается дорогой жизни, иначе о ней алапаевцы и не говорят. Именно по узкоколейке в Гаранинку, например, доставляют продукты.
Для жителей не только этого населённого пункта, но и Ельничной, Строкинки, Берёзовки, Муратково, Санкино и посёлка Калач железная дорога долгое время служила чуть ли не единственным средством сообщения с районным центром и фактически со всем миром. А общее количество жителей всех посёлков составляет более полутора тысяч человек. Все они могут получать медицинскую помощь, обращаться в налоговую инспекцию, к нотариусу, в суд лишь в Алапаевске.
Но в Гаранинской администрации нам признались, что в последнее время даже редкими еженедельными рейсами пользуются очень немногие. Селянам проще добраться в районный центр через село Голубковское. Только вот одна проблема хорошей автодороги до села пока не сделали.
Недавно дорогу до Голубковского отсыпали песком, рассказывает делопроизводитель администрации Гаранинского сельского поселения Дилбар Насафатулина. Однако про два километра дороги, которые находятся в самом плохом состоянии, забыли.
По словам Д.Насафатулиной, в дождливую погоду преодолеть эти самые два километра плохой дороги нелегко даже на «Ниве». Что уж говорить об обычных легковых автомобилях или мотоциклах. Поэтому осенью и весной число желающих воспользоваться «железкой» возрастает. Кроме того, узкоколейка позволяет селянам зарабатывать деньги: на дрезинах, часто даже самодельных, они добираются до болота и собирают ягоды, большую часть которых продают. Как рассказывают в Гаранинке, такой ягодный бизнес приносит очень неплохой доход: на вырученные деньги многие приобретают необходимые вещи, а некоторые даже покупают... автомобили. Поэтому слухи о закрытии ветки Ельничная-Гаранинка очень взбудоражили местное население.
Жители Гаранинки боятся, что напоминать о железной дороге будут только вот такие композиции. Фото Алексея Кунилова.
Однако, как нам рассказали в администрации муниципального образования «Алапаевское», в чьём ведении находится узкоколейка, о прекращении сообщения и ликвидации ветки речи ни в коем случае не идёт. Поезд, как и прежде, раз в неделю будет доставлять жителей Гаранинки до станции Угольная, откуда они уже на автобусе смогут доехать до Алапаевска.
Пока же гаранинцев, не имеющих собственного транспорта, выручает УАЗ, который выделили Дому культуры в селе Голубковское.
Конечно, это не рейсовый автобус, говорит глава администрации Голубковского сельского поселения Владимир Устинов. Но мы идём навстречу жителям. В первую очередь этот УАЗик предназначен именно для нужд, связанных с работой Дома культуры. Но машину можем предоставить и по заявке жителей, если это потребуется.
Как отмечает Устинов, к концу года должно начаться строительство хорошей автодороги от Гаранинки до Голубковского. Хорошо бы, конечно, пустить автобус до самого посёлка. Тогда проблема с поездками в город, наконец, нашла бы своё решение.
Что касается узкоколейки, на многих участках она остаётся в аварийном состоянии, в том числе ветка Ельничная-Гаранинка. Область выделяет средства на реконструкцию путей, однако сделать ремонт сразу более чем 250 километров алапаевской «железки» невозможно.
Нужно отметить, что в администрации муниципального образования уже разработали туристический маршрут по одной из крупнейших в России узкоколейных дорог. И хотя желающих прокатиться по нему пока немного, хочется верить, что это лишь вопрос времени и правильной «раскрутки».