В Гаранинке опасаются, что ведущую к райцентру узкоколейку закроют

В 1970-е годы протяжённость Алапаевской узкоколейной дороги составляла почти 600 километров. На сегодняшний день — около 250-ти… Фото Ольги Симоновой.

В 1970-е годы протяжённость Алапаевской узкоколейной дороги составляла почти 600 километров. На сегодняшний день — около 250-ти… Фото Ольги Симоновой.

Алапаевская узкоколейная железная дорога — одна из крупнейших на территории России дорог с шириной колеи 750 мм. Именно она соединяет посёлки муниципального образования «Алапаевское» с районным центром. Раньше поезда по всем действующим здесь маршрутам ходили четыре раза в неделю, в большинство посёлков они по-прежнему заглядывают так же часто. Но не в Гаранинку.

По словам местных жителей, ещё совсем недавно пассажирский поезд доставлял их прямо в Алапаевск дважды в неделю. С течением лет большой вагон, оборудованный санузлом, сменился «теплушкой» с двумя окнами и без удобств, да и ходить стал лишь до станции Угольная. А несколько месяцев назад в расписание внесли коррективы, и теперь поезд приходит в Гаранинку лишь по понедельникам. Всё это заставило жителей засомневаться: а не собираются ли их отрезать от «большой земли» окончательно?..

Традиционно узкоколейка считается дорогой жизни, иначе о ней алапаевцы и не говорят. Именно по узкоколейке в Гаранинку, например, доставляют продукты.

Для жителей не только этого населённого пункта, но и Ельничной, Строкинки, Берёзовки, Муратково, Санкино и посёлка Калач железная дорога долгое время служила чуть ли не единственным средством сообщения с районным центром и фактически со всем миром. А общее количество жителей всех посёлков составляет более полутора тысяч человек. Все они могут получать медицинскую помощь, обращаться в налоговую инспекцию, к нотариусу, в суд лишь в Алапаевске.

Но в Гаранинской администрации нам признались, что в последнее время даже редкими еженедельными рейсами пользуются очень немногие. Селянам проще добраться в районный центр через село Голубковское. Только вот одна проблема — хорошей автодороги до села пока не сделали.

— Недавно дорогу до Голубковского отсыпали песком, — рассказывает делопроизводитель администрации Гаранинского сельского поселения Дилбар Насафатулина. — Однако про два километра дороги, которые находятся в самом плохом состоянии, забыли.

По словам Д.Насафатулиной, в дождливую погоду преодолеть эти самые два километра плохой дороги нелегко даже на «Ниве». Что уж говорить об обычных легковых автомобилях или мотоциклах. Поэтому осенью и весной число желающих воспользоваться «железкой» возрастает. Кроме того, узкоколейка позволяет селянам зарабатывать деньги: на дрезинах, часто даже самодельных, они добираются до болота и собирают ягоды, большую часть которых продают. Как рассказывают в Гаранинке, такой ягодный бизнес приносит очень неплохой доход: на вырученные деньги многие приобретают необходимые вещи, а некоторые даже покупают... автомобили. Поэтому слухи о закрытии ветки Ельничная-Гаранинка очень взбудоражили местное население.

поезд

Жители Гаранинки боятся, что напоминать о железной дороге будут только вот такие композиции. Фото Алексея Кунилова.

Однако, как нам рассказали в администрации муниципального образования «Алапаевское», в чьём ведении находится узкоколейка, о прекращении сообщения и ликвидации ветки речи ни в коем случае не идёт. Поезд, как и прежде, раз в неделю будет доставлять жителей Гаранинки до станции Угольная, откуда они уже на автобусе смогут доехать до Алапаевска.

Пока же гаранинцев, не имеющих собственного транспорта, выручает УАЗ, который выделили Дому культуры в селе Голубковское.

— Конечно, это не рейсовый автобус, — говорит глава администрации Голубковского сельского поселения Владимир Устинов. — Но мы идём навстречу жителям. В первую очередь этот УАЗик предназначен именно для нужд, связанных с работой Дома культуры. Но машину можем предоставить и по заявке жителей, если это потребуется.

Как отмечает Устинов, к концу года должно начаться строительство хорошей автодороги от Гаранинки до Голубковского. Хорошо бы, конечно, пустить автобус до самого посёлка. Тогда проблема с поездками в город, наконец, нашла бы своё решение.

Что касается узкоколейки, на многих участках она остаётся в аварийном состоянии, в том числе ветка Ельничная-Гаранинка. Область выделяет средства на реконструкцию путей, однако сделать ремонт сразу более чем 250 километров алапаевской «железки» невозможно.

Нужно отметить, что в администрации муниципального образования уже разработали туристический маршрут по одной из крупнейших в России узкоколейных дорог. И хотя желающих прокатиться по нему пока немного, хочется верить, что это лишь вопрос времени и правильной «раскрутки».

Областная газета Свердловской области