Свердловские школьницы победили в «президентском» конкурсе сочинений

В четверг Президент РФ Владимир Путин встретился со школьниками-авторами лучших сочинений на тему «Россия, устремлённая в будущее». В числе победителей конкурса оказались две представительницы Свердловской области — Виолетта Федотова из Ирбита и Элис Вагапова из деревни Урмикеево Нижнесергинского района.

«С грустью смотрю на заброшенные корпуса…»

— Тема развития Ирбита для меня очень близка, — рассказала корреспонденту «ОГ» Виолетта Федотова, 11-классница ирбитской школы №9. — Это моя родина, мой дом. Я хочу выучиться на экономиста и внести свой вклад в развитие Ирбита.

В сочинении она рассуждает о будущем своего города, через призму истории и событий настоящего тепло пишет о своей семье и родном брате — участнике школьной команды юнармейцев, о судьбах земляков.

«…Мои мысли прерывает объявление водителя автобуса: «Следующая остановка «Мотозавод». Всякий раз, проезжая мимо, с грустью смотрю на заброшенные корпуса, на здание заводоуправления, отданное под магазины и офисы. А ведь когда-то Ирбитский мотоциклетный завод <…> был градообразующим предприятием. Там работали мои родственники, знакомые родителей. Благодаря ИМЗ нас до сих пор ещё называют «мотоциклетной столицей Урала»… Люди, мастера своего дела <…> остались в родных местах. Я хочу пойти по стопам своей мамы — стать экономистом. Вряд ли мне придётся заниматься глобальной экономикой, но я понимаю, что решать экономические проблемы своего родного города — это моё дело. Как бы мне хотелось помочь моим землякам наладить малый бизнес, приносящее доход производство, сделать так, чтобы были созданы экономически выгодные условия для развития ремёсел, фермерства (рядом с городом много заброшенных сельскохозяйственных земель). Как бы хотелось, чтобы бюджет города перестал быть дефицитным, чтобы были в нём средства на развитие медицины, образования, культуры».

Виолетта занимается волонтёрством, много читает, с отличием окончила художественную школу. Интересная деталь: в отличие от большинства сверстников она не пользуется социальными сетями.

Кстати

В конкурсе приняли участие 1,9 млн школьников со всей России. В Свердловской области на региональный этап были поданы 42 работы, из которых выбрали три лучшие. Они участвовали в федеральном этапе. Две из них стали победителями и вошли в топ-100 лучших работ России. Виолетту Федотову и Элис Вагапову наградили в конце декабря в Москве.

«Научим роботов петь по-татарски»

— Я живу на селе и вижу, что даже у нас жизнь не стоит на месте, — говорит Элис Вагапова. — Я узнала, в каких условиях училась моя бабушка. Для меня это был шок в хорошем смысле. Я решила сравнить те условия с нынешними. Конечно, это шаг в будущее.

«В 2014 году пять деревенских школ объединились в Центр образования «Наследие», который стал базовой площадкой Института развития образования Свердловской области, — пишет в сочинении Элис. — В школе появились компьютеры, конструкторы «Лего» и, конечно, робототехника. Как здорово побеждать время и расстояние благодаря Интернету, находясь вдалеке от магистральных дорог, становиться участником российских и мировых событий. Как это современно — свободно общаться на трёх языках: русском, татарском и английском. Всё это кажется нашим бабушкам и дедушкам сказкой наяву. Учёба и творчество неразрывны. И каждый день открытия! <…> А если захотим, всю Россию накормим! И весь мир! Вы скажете: мечты, мечты… А вот и нет! На уроках запрограммируем роботов на решение простых и сложных задач: прополка, полив, уничтожение вредителей, диагностика почвы на микроэлементы, распознавание по листьям ранней стадии болезней, новых видов вредителей. Роботоагроном, роботоживотновод — профессии будущего! В каждой сельской семье — подсобное хозяйство. Здесь, как и в любом деле, свои риски. Неизлечимые болезни, падёж скота, домашних птиц, невысокие удои молока. Роботы смогут анализировать фрагменты шерсти, перьев, состав молока. У наших коров повышаются удои при звучании в загоне татарской музыки и речи. Так научим роботов петь и говорить по-татарски. Верим, что российская деревня не умрёт, нас ждут великие дела».

По словам учителей Элис — очень целеустремлённый человек. Пока она не определилась с будущей профессией, но, возможно, выберет специальность, связанную с её любимыми предметами — английским языком, литературой и историей.

О конкурсе

Порассуждать на тему «Россия, устремлённая в будущее» Президент России Владимир Путин предложил во время одноимённого всероссийского открытого урока, проходившего в Ярославле 1 сентября 2017 года. В сочинении школьники должны были рассказать о своём видении будущего страны на рубеже 2040–2050-х годов.

Участники могли рассматривать разнообразные вопросы, связанные с позитивными представлениями молодого поколения о будущем России и своём вкладе в построение этого будущего. Им предложили подумать о роли России на мировой арене, укреплении межнациональных отношений, укреплении института семьи и здоровья нации, о развитии регионов, городов, сельской местности, о сохранении природных богатств и окружающей среды, участии молодёжи в стратегических проектах, технических и научных достижениях.

Сочинения школьниц-победительниц из Свердловской области.

Элис Вагапова, МБОУ ЦО «Наследие» (деревня Урмикеево Нижнесергинского района).

Тема сочинения: «Речка туманная» будет бежать и бежать…»

Потрепанная ученическая тетрадь в старом железном сундуке. Это тетрадь моей бабушки. На титульном листе строки из стихотворения Николая Рубцова:

  • Школа моя деревянная!
  • Время придет уезжать
  • Речка за мною туманная
  • Будет бежать и бежать.

Почему бабушка переписала эти строки? Непонятно. Школа у нас двухэтажная, кирпичная, река далеко от дома… Недоумение и любопытство стали ключом к моим новым открытиям.

Передо мною старинная фотография из семейного альбома. Группа учащихся запечатлена на фоне бревенчатой избы и печи-голландки. Среди детей еще совсем юная моя бабушка. Она в черном ситцевом платье, с двумя косичками с атласными ленточками. Лица у школьников серьезные, глаза невеселые. Почему? И что это за изба?

Изба оказалась начальной школой. Здесь учились дети нашего села до 1977 года.

Здание школы сохранилось. Покосившийся дом с деревянным забором. Открытый двор в высокой траве. Входная дверь висит на ржавой петле — вот-вот рассыплется. Поднимаюсь по скрипучим ступенькам. Кажется, я слышу детские голоса, вижу несущихся по коридорам озорных мальчишек.

Здесь все незатейливо: бревенчатые стены, покрытые толстым слоем пыли, большая печь-голландка с зияющей черной топкой (железная дверца топки, возможно, перекочевала к другим хозяевам), некрашеный пол, местами прогнивший и провалившийся. Открытые настежь двери трех комнат словно приглашают войти и осмотреться. Сохранились деревянные столы и скамейки. Их изготовили деревенские мастера. В старой школе атмосфера середины двадцатого века.

Представляю картины школьной жизни: во время перемен дети греются возле печи-голландки, бегают вокруг нее, играют в ляпы, кто-то пытается готовиться к урокам. В школе 98 учеников — три переполненных класса. Все очень дружны. Сильные помогают слабым, делятся друг с другом обедом, чернилами и листами чистой бумаги.

Счастливые школьные годы в родной деревне длятся недолго. Впереди самостоятельная жизнь, учеба в восьмилетней школе в деревне Уфа-Шигири.

Школа для старших за рекой Уфой. Родители снаряжают детей на учёбу в соседнюю деревню на неделю. В вещмешок рядом с учебниками и чернилами аккуратно складываются запасы еды: десять вареных яиц, десять кусков хлеба, пять кусков сахара, пятнадцать печеных картошек, небольшой кусок масла. У реки Уфы школьники, как воробушки, рассаживаются в лодки и плывут на другой берег. «Речка туманная» (вот они, стихи из бабушкиной тетрадки!) ранним утром скрывает родных и бежит извилисто за детьми, которых впереди ждут невеселые голодные и холодные дни. Это позавчерашний день.

В 1977 году усилиями одного из учеников, который стал учителем географии в родной деревне, была построена новая школа. Шайхулла Шафагатович хотел, чтобы односельчане учились в родном селе, чтобы дети не рисковали жизнью при переправе через бурную реку, чтобы у них было время на игры с друзьями и общение с родными.

Сегодня в нашей школе просторные кабинеты, большие окна, высокие потолки, спортивный зал, библиотека, которая манит в удивительный и необъятный мир печатных и электронных книг.

В 2014 году пять деревенских школ объединились в Центр образования «Наследие», который стал базовой площадкой Института развития образования Свердловской области. В школе появились компьютеры, конструкторы «Лего» и, конечно, робототехника. Как здорово побеждать время и расстояние благодаря интернету, находясь вдалеке от магистральных дорог, становиться участником российских и мировых событий. Как это современно — свободно общаться на трех языках: русском, татарском и английском. Все это кажется нашим бабушкам и дедушкам сказкой наяву.

Учеба и творчество неразрывны. И каждый день открытия Оказывается, ручная мельница из школьного музея в годы войны спасла многих жителей села от голода — а недалеко от школы найден источник с минеральной водой. В английском и татарском языках есть одинаковые звуки — а почва пришкольного участка кислая, значит, нужно вывести подходящий сорт картофеля, который с удовольствием будет жарить и варить весь Екатеринбург.

А если захотим, всю Россию накормим! И весь мир! Вы скажете: мечты, мечты… А вот и нет! На уроках запрограммируем роботов на решение простых и сложных задач: прополка, полив, уничтожение вредителей, диагностика почвы на микроэлементы, распознавание по листьям ранней стадии болезней, новых видов вредителей. Роботоагроном, роботоживотновод — профессии будущего! В каждой сельской семье подсобное хозяйство. Здесь, как и в любом деле, свои риски. Неизлечимые болезни, падеж скота, домашних птиц, невысокие удои молока. Роботы смогут анализировать фрагменты шерсти, перьев, состав молока. У наших коров повышаются удои при звучании в загоне татарской музыки и речи. Так научим роботов петь и говорить по-татарски.

Верим, что российская деревня не умрет, нас ждут великие дела Натуральные вкусные продукты. Для страны — важнейший источник доходов, для жителей — новые рабочие места.

К нам потянутся туристы, чтобы отдохнуть душой, полюбоваться живописными ландшафтами Уральских гор. Расскажем им, как все начиналось. Начальная школа-изба станет музеем-усадьбой. С помощью роботов научимся перемещаться во времени и пространстве. Объемнее и красочнее предстанет история. Побеседуем с Пушкиным и Тукаем на их родных языках, посетим родовые имения и библиотеки поэтов. И связь поколений сохранится, принимая вызовы стремительно развивающегося мира.

Роботы в жизни современной школы не фантастика, а необходимость. Уже сегодня программируем роботов на исполнение фигур татарского национального танца. А в дальнейшем? Роботы — помощники в освоении учебного материала. По анализу пряди волос определяется общее состояние школьника и дозируется учебный материал. Программируя школьные завтраки и обеды, эффективнее подготовимся к диагностическим работам, спортивным соревнованиям, обеспечим высокие результаты.

Не секрет, что роботы у многих вызывают страх. Не начнут ли они выходить из-под контроля человека? Не захотят ли жить самостоятельной жизнью? Я думаю, что наши роботы будут верными и добрыми помощниками. Ведь программируют их добрые люди, которые живут в нашем селе.

Я верю, что прорыв в будущее за российской провинцией и новые проекты родятся на ее просторах, потому что родная земля, родная культура и родной язык дают человеку силу.

Уже сейчас в нашу школу потянулись городские дети. Они с удовольствием изучают неродной для них татарский язык, с радостью бегут на занятия, где ждут их первые победы и поражения, где можно мечтать о чудесном будущем и создавать его своим трудом.

Моя «речка туманная» будет со мною всегда, ей не нужно меня провожать, потому что мое будущее связано с родной землей.

Я верю, что любовь к прошлому, интерес к настоящему и вера в будущее своей малой Родины может творить чудеса. А без веры в чудеса жизнь неинтересна!

Виолетта Федотова, школа №9 (Ирбит)

Тема сочинения: «И не под чуждым небосводом…»

Вот и наступила моя последняя школьная осень. Сегодня среда, а значит, шесть уроков, факультатив, консультация… Не по-осеннему тёплое солнце ярко освещает школьный двор, старинные дома, колокольню Сретенской церкви. Клены и березы, которые мы посадили в первом классе, выросли и теперь склоняют свои ветви, приветствуя каждого, кто идет по аллее. Я возвращаюсь из школы домой, и все вокруг — знакомое, родное мне с детства. Иду и размышляю о будущем: «А какое оно, мое будущее? Будущее моего города? Моей страны?»

Будущее, я думаю, берет свое начало в прошлом — в истоках, в устоях, в традициях. Большое начинается с малого. Для меня — с провинциального уральского города Ирбит с его историей, кирпичным чудом старинных зданий и неразрывной связью с судьбой России. Именно у нас, в Ирбеевской слободе, была знаменитая ярмарка, уступавшая по размаху только Нижегородской. Именно по нашей земле шел Великий чайный путь из Китая в Европу. В городе и по сей день стоят дома, в которых держали свои магазины промышленник и меценат Савва Морозов, книгоиздатели И.Д. Сытин и А.С. Суворин. Здесь же жила и известная кавалерист-девица Надежда Дурова.

Наши предки всегда стремились укреплять основы государства: они проявили «непоколебимую верность» законной власти в борьбе со «злодейскими шайками» Емельяна Пугачёва, за что в 1775 году Екатерина Великая пожаловала Ирбеевской слободе статус города.

…Возвращаясь из школы, я всегда иду через главную площадь города, где на народные деньги поставлен памятник легендарному маршалу Г.К. Жукову, неоднократно бывавшему у нас. Именно здесь традиционно проходит главный праздник — День Победы. Здесь 9 мая парадным шагом шел и мой брат — участник школьной команды юнармейцев «Звезда». Включившись во Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия», ребята стали призерами областной игры «Зарница-2017» и победителями оборонно-спортивного слета «Юные патриоты Урала». Может быть, как раз в нашей «Звезде», а «не под чуждым небосводом» уже растут Суворовы, Кутузовы, Жуковы нового времени?

Подхожу к остановке, дожидаюсь автобуса. Подъезжает мой любимый, тот самый, в котором я и мои одноклассники читали стихи русских и советских поэтов, проводя городскую акцию в поддержку чтения «Смахнем пыль с классиков!» А рядом со следующей остановкой, прямо на газоне, мы установили палатку — передвижной читальный зал — и предлагали ирбитчанам в ожидании автобуса почитать обычные печатные книги. И даже кто-то последовал нашему предложению: «Брось курить — обменяй сигареты на книги!» Я помню, как здорово это было! Впрочем, не только эти акции понравились всем, был успешен сам наш проект «Время читать!» Мы стали победителями областного конкурса в номинации «Самая читающая школа-2015». Ликовали тогда все: ученики, учителя, родители. А еще помню восторг моих одноклассниц, когда им за победу в конкурсе по шведской литературе вручал благодарственное письмо советник по культуре посольства Швеции в России «За творческое прочтение произведений, за стремление постоянно размышлять, читать, творить»…

Мои мысли прерывает объявление: «Следующая остановка «Мотозавод». Всякий раз, проезжая мимо, с грустью смотрю на заброшенные корпуса, на здание заводоуправления, отданное под магазины и офисы. А ведь когда-то Ирбитский мотоциклетный завод, производивший знаменитые мотоциклы «Урал», был градообразующим предприятием. Там работали мои родственники, знакомые родителей. Благодаря ИМЗ нас до сих пор еще называют «мотоциклетной столицей Урала». На территории завода стараниями энтузиастов уцелел уникальный, единственный в России музей мотоциклов, экспонаты для которого начали собирать еще в далеком 1941-м году.

Завода нет, но люди, мастера своего дела, не устремились, говоря словами А.А. Ахматовой «под чуждый небосвод», «под защиту чуждых крыл», а остались в родных местах. Я хочу пойти по стопам своей мамы — стать экономистом. Вряд ли мне придется заниматься глобальной экономикой, но я понимаю, что решать экономические проблемы своего родного города — это мое дело. Как бы мне хотелось помочь моим землякам наладить малый бизнес, приносящее доход производство, сделать так, чтобы были созданы экономически выгодные условия для развития ремесел, фермерства (рядом с городом много заброшенных сельскохозяйственных земель). Как бы хотелось, чтобы бюджет города перестал быть дефицитным, чтобы были в нем средства на развитие медицины, образования, культуры.

Еду в автобусе и смотрю на знакомые до мельчайших подробностей улицы, но всякий раз отмечаю что-то новое. Вот и сейчас вижу, что появилось приглашение на выставку изобразительных искусств. Открывая выставку восстановленных уникальных графических работ европейских авторов, И.А. Антонова, президент ГМИИ имени Пушкина, сказала, что Ирбитский музей совершил настоящий подвиг, вернув к жизни истинные произведения искусства. В благодарность за это Пушкинский музей передал в Ирбит целый ряд старинных гравюр, о которых нам рассказал директор В.А. Карпов, когда мы участвовали классом в «Ночи музеев».

А вот и моя остановка. Рядом с ней Центр робототехники, где занимаются мои одноклассники. Не зря же у нас в Свердловской области реализуется проект «Уральская инженерная школа», призванный обеспечить разработку новых инновационных технологий. Это не просто слова, это реальный задел на будущее. Так, за последние пять лет более тридцати ребят нашей школы под руководством учителя технологии Ольги Владимировны Кудряшовой стали победителями и призерами областного «Турнира юных изобретателей и рационализаторов». В июне 2017 года наши восьмиклассницы Ксения Быкова и Екатерина Синцова представляли свою разработку спасательного жилета в Государственной Думе РФ. Гордимся победой нашего выпускника — золотого медалиста Алексея Белькова, который завоевал второе место на национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech-2017. Эти ребята — будущее нашей страны. И это не громкие слова.

…Подхожу привычной дорогой к дому, под ногами жёлтые листья, ласково пригревает осеннее солнце. Продолжаю думать о прошлом, настоящем, будущем — своем, города, страны. Крепкие традиции, активная позиция и конкретное реальное дело, непременно, создадут Россию, устремленную в будущее. Россию мою, твою, нашу. Сильную, могучую, лучшую в мире, потому что она — наша Родина, наше Отечество!

  • Опубликовано в №4 от 12.01.2018
Областная газета Свердловской области