Большевистский рывок: как Россия за одну ночь догнала Европу

Часы настенные. Кадр из мультфильма «Аленький цветочек»

Кадр из мультфильма «Аленький цветочек», реж. Лев Атаманов

100 лет назад из истории России пропали 13 дней. Страна погрузилась в сон вечером 31 января, а проснулась 14 февраля... Таковы были последствия Декрета Совета народных комиссаров «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Он пришёл в нашу страну с опозданием на 336 лет.

С момента принятия в X веке христианства Россия жила сначала по византийскому, а с 1700 года – по юлианскому календарю. Но это по сути не разные календари, а просто разновидности одного и того же: отличаются они только точкой отсчёта (от сотворения мира или от Рождества Христова) и датой начала года (январь или март/сентябрь).

Между тем Европа с конца XVI века начала переходить на принципиально иной стиль летоисчисления – григорианский. Когда им стали пользоваться в большинстве стран континента (а также в их колониях, разбросанных по всему миру), в российско-западном взаимодействии стали возникать проблемы: чаще курьёзные, но иногда – крайне серьёзные. Например, в 1805 году во время войны против Наполеона из-за разницы календарей возникла ошибка в сроке прибытия русской армии на соединение с австрийцами, что привело к разгрому австрийцев при Ульме и последующему поражению союзников при Аустерлице.

После этого в России стали задумываться о переходе на григорианский календарь...

Алгоритм пересчёта дат

При пересчете дат со старого (юлианского) на новый (григорианский) стиль, надо добавить к ним от 10 до 13 дней.

Если событие произошло:

с 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года – плюс 10 дней

с 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года – плюс 11 дней

с 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года – плюс 12 дней

с 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года – плюс 13 дней

Думали 87 лет...

Первое официальное предложение ввести в России новый стиль сделала Петербургская академия наук в 1830 году. Однако бывший в то время министром народного просвещения Карл Ливен отнесся к этому отрицательно и в своем докладе Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». После получения такой «рецензии» царь написал на ней: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

В 1899 году была предпринята ещё одна попытка реформы исчисления времени, причём она (предполагаемая реформа) была гораздо радикальнее первой. Она вообще была самой радикальной в мире. Комиссия из представителей разных научных учреждений, ведомств и министерств, созданная при Русском астрономическом обществе, предложила ввести в России не григорианский, а более точный календарь, основанный на проекте долго жившего в России немецкого астронома Иоганна Медлера. Но эта реформа, как и первая, не состоялась: резко против выступила Православная церковь.

...а поменяли – за три месяца

Вопрос с переходом на новый стиль в России был решён только после Октябрьской революции. Большевиков мнение церкви совершенно не интересовало, а вот неудобства в общении с европейскими странами, вызванные использованием разных календарей, были для них очевидны. Поэтому действовали победители стремительно и без тени сомнений.

Уже через три недели после взятия власти – 29 ноября 1917 года – большевики вынесли календарный вопрос на обсуждение советского правительства – Совета народных комиссаров. Была создана специальная комиссия, которая всего через два месяца – 23 января 1918 года – на очередном заседании Совнаркома предложила два варианта решения проблемы.

Первый из них предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю. Предлагалось каждый год «наверстывать» по 24 часа – за счёт превращения всех годов в високосные. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла 13 дней, то полный переход на новый стиль (с учётом четырёх плановых високосных годов) занял бы 17 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь.

Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом полностью игнорировались. Сторонником этого варианта был Владимир Ленин. Учитывая его авторитет среди большевиков, неудивительно, что победил именно план Б.

Уже на следующий день Совнарком принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декрет был подписан Лениным и опубликован в прессе 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Так как, напомним, разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то документ предписывал день, следующий за 31 января, считать не 1-м, а 14-м февраля.

Умерли в один день... Но с разницей в полторы недели

Поскольку страны переходили на григорианский календарь в разное время, часто возникают всякого рода ошибки восприятия.

Например, известно, что Сервантес и Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. В связи с этим часто можно встретить утверждения, что два великих литератора скончались в один день. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в XVII веке в католической Испании новый стиль уже действовал, а в Великобритании – нет.

Подлинные разработчики григорианского календаря

Итальянец Луиджи Лилио, врач, астроном и хронолог

Итальянец Луиджи Лилио, врач, астроном и хронолог... Фото: heliosmag.it

немец Христофор Клавий, астроном и математик

...и немец Христофор Клавий, астроном и математик. Фото: Франческо Вильямена

Церковь осталась при своём

Русская православная церковь не стала переходить на новый стиль и до сих пользуется юлианским календарём (хотя некоторые православные церкви – например, обновленцы – календарь сменили). В силу этого возникают разные «временные» казусы, которые многие (особенно иностранцы) понять не в силах. Например, почему западный мир празднует Рождество ДО Нового года, а мы – ПОСЛЕ? А вот именно поэтому: Новый год мы отмечаем по григорианскому календарю, а православное Рождество – по юлианскому.

Битва титанов: как Папа римский победил Юлия Цезаря

ИСТОРИЯ. Более полутора тысячелетий (!!!) в Европе действовал юлианский календарь. Название своё он получил в честь римского диктатора Юлия Цезаря, по указу которого этот календарь был введен в действие 1 января 45 года до нашей эры.

ПРОБЛЕМА. Точность юлианского календаря изначально была не очень высокая: год в нём короче астрономического на 5 часов 49 минут. Для того чтобы снивелировать эту разницу, решено было в каждый четвёртый год добавлять дополнительные сутки.

Это сняло остроту проблемы, но не решило её совсем. Разница осталась, и хотя она выглядит микроскопической (45 минут за 4 года), но, постепенно накапливаясь, она каждые 128 лет превращается в сутки. К XVI веку расхождение между календарем и реальными астрономическими событиями достигло уже 10 дней. Обывателям это отставание было, наверное, глубоко фиолетово, но для церковных кругов выглядело катастрофическим. Важнейшей проблемой было смещение дня весеннего равноденствия (с 21 марта на 11-е), а ведь именно по нему исчисляется дата главного церковного праздника – Пасхи.

РЕШЕНИЕ. В XVI веке римские папы несколько раз подступали к этому вопросу и в конце концов нашли решение. В 1582 году Григорий XIII ввёл новый календарь, который получил название григорианского. Главное достоинство этого календаря – сокращение количества високосных лет*, что резко повысило его точность: лишние сутки в нём набегают не за 128 лет, а за три с лишним тысячи (!) лет.

ВНЕДРЕНИЕ. Просто ввести новый календарь было мало – надо было ликвидировать разрыв, накопившийся за 1 600 лет. Для того, чтобы вернуть весеннее равноденствие на 21 марта, требовалось пропустить 10 суток, и по постановлению Григория XIII следующий после 4 октября 1582 года день был объявлен 15 октября.

Первыми на новый календарь перешли католические страны. Протестантские, православные и мусульманские государства отказывались от юлианского календаря постепенно. Самые упорные из них жили по старому стилю даже в начале ХХ века (Греция, например, – до 1924 года, а Турция – до 1926-го).

*В юлианском календаре високосными являются все годы, кратные четырём, а в григорианском календаре годы, кратные 100, являются високосными только тогда, когда они также кратны 400; то есть годы, заканчивающиеся на 100, 200, 300, 500, 600, 700 и 900, состоят лишь из 365 дней

Все даты в тексте указаны по новому стилю

  • Опубликовано в №027 от 14.02.2018
Областная газета Свердловской области