100 лет назад родилась Красная армия

22 февраля 1918 года немецкие войска, не встречая сопротивления старой Русской армии, вышли на линию Псков-Нарва — им оставалось пройти всего 150 километров до Петрограда

22 февраля 1918 года немецкие войска, не встречая сопротивления старой Русской армии, вышли на линию Псков-Нарва — им оставалось пройти всего 150 километров до Петрограда

Завтра в нашей стране государственный праздник — День защитника Отечества. Всего тридцать лет назад 23 февраля тоже был праздничным днём, но назывался он иначе: «День Советской армии и Военно-морского флота».

Красная — Советская — Российская. В поздравлении, адресованном жителям Свердловской области, которое опубликовано на первой странице сегодняшнего номера «ОГ», губернатор Евгений Куйвашевнапоминает, что «в этом году мы отмечаем 100-летие со дня основания Красной, а ныне Российской армии».

Однако вооружённые силы у России были и 100, и 200, и 1000 лет назад. Княжеские дружины и дворянское ополчение Древней Руси, стрелецкое войско царей Московских, регулярная Русская императорская армия послепетровской эпохи, Красная армия послереволюционных десятилетий, Вооружённые силы СССР эпохи «развитого социализма». И, наконец, Российская армия, учреждённая Указом Президента РФ от 7 мая 1992 года…

За последние четверть века много вышло публицистических материалов, авторы которых «развенчивают мифы советской пропаганды» о датах военной истории России. В том числе о 23 февраля 1918 года. Не было, мол, никаких победных сражений с немцами в тот день, а значит, и праздновать нечего.

Действительно, 21 февраля 1918 года был издан Декрет Совета народных комиссаров (СНК) «Социалистическое отечество в опасности!», который обязывал «все силы и средства страны целиком предоставить на дело революционной обороны» и «защищать каждую позицию до последней капли крови». К тому времени закончилось перемирие с Германией, заключённое в ноябре 1917 года для выработки условий мирного договора, а в Русской армии завершилась начатая Временным правительством «демократизация» — с отменой чинов, званий, введением выборности командиров (которым командовать дозволялось только в бою) и передачей солдатским комитетам всей полноты власти в частях. Солдаты, освобождённые от обязанности подчиняться офицерам, голосовали на своих митингах за возвращение по домам и целыми полками уходили с позиций.

Понимая, что доведённая до такого состояния армия защитить страну не в состоянии, председатель СНК Владимир Ленин 28 января подписал Декрет о роспуске старой и создании новой Красной армии. Этим декретом на местах учреждались военные комиссариаты (в том числе Уральский в Екатеринбурге), на которые возлагалось формирование частей РККА. В них записывали добровольцев из числа рабочих промышленных предприятий, «революционных» солдат старой армии и бойцов Красной гвардии.

На Урале. Как и по всей стране, на Урале ещё до октября 1917 года начали формироваться рабочие боевые дружины, получившие название Красной гвардии. В январе 1918 года они были объединены в Уральский областной красногвардейский корпус со штабом в Екатеринбурге. Начальником штаба избрали матроса Павла Хохрякова. В бой уральские красногвардейцы вступили ещё в декабре 1917 года, а к тому моменту, как центральная власть постановила формировать Красную армию, красногвардейские отряды (в том числе екатеринбургский) освободили Южный Урал от казаков атамана Александра Дутова, выступивших против советской власти. Впоследствии именно красногвардейцы составили основу первых формировавшихся на Урале частей Красной армии.

Под Псковом и Нарвой. 10 февраля 1918 года руководитель советской делегации Лев Троцкийотказался подписывать окончательный мирный договор с немцами, заявив, что Россия выходит из войны, но от подписания мира отказывается в ожидании мировой революции. 11 февраля демократически избранный Верховный главнокомандующий Русской армии Николай Крыленко (бывший прапорщик) направил в штабы фронтов телеграмму: «Война окончена, начинаем демобилизацию».

А Германский генштаб 18 февраля направил командующим своих полевых армий телеграмму о начале наступления. Учитывая состояние Русской армии, части которой либо уже покинули позиции, либо ждали подачи для них эшелонов для отправки в тыл в связи с объявленной демобилизацией, германское наступление превратилось в марш походных колонн по российской территории. Не встречая сопротивления, немцы к 21 февраля оккупировали Лифляндию с Эстляндией и вышли на линию Псков — Нарва, откуда до Петрограда оставалось всего 150 километров.

Вот тогда-то СНК и издал Декрет-воззвание, на который откликнулись тысячи питерских рабочих, солдат и матросов столичного гарнизона. Спешно сколоченные и кое-как вооружённые отряды Красной армии двинулись навстречу германским полкам и 23 февраля вступили с ними в бой. Утверждать, что они одержали великие победы, конечно, нельзя. Но поскольку измотанные войной немецкие солдаты тоже не горели желанием умирать в дни, когда, как им было известно, советская Россия готова была заключить мир на любых условиях, их марш на Петроград был остановлен.

Пока есть армия — есть государство. Пустое дело рассуждать, что было бы, не натолкнись немцы на эти пусть ещё плохо организованные отряды, провозгласившие себя Красной армией. Но известно, что Петроград немцы так и не взяли. Хотя уже 3 марта советское правительство согласилось на подписание грабительского («похабного», по словам Владимира Ленина) Брестского мира с Германией. Но не остановись немцы на линии Псков — Нарва, то вместо похабного мира была бы, возможно, куда более похабная капитуляция и прекращение самого существования России как суверенного государства… Но страна не умерла. Потому что 23 февраля 1918 года у неё появилась новая боеспособная армия.

Можно, конечно, изыскивать другие даты для чествования защитников Отечества. Но вряд ли это целесообразно. Потому что отказываться от традиций и начинать строить государство с чистого листа, как показывает опыт нашей истории, — дело неблагодарное.

  • Опубликовано в №33 от 22.02.2018 
Областная газета Свердловской области