Управляющие компании требуют передавать показания счётчиков в установленный срок

Вероятно, счастливая семья на этом плакате ищет ближайший ящик, чтобы опустить в него данные своих квартирных приборов учёта. Фото Александра Зайцева.

Вероятно, счастливая семья на этом плакате ищет ближайший ящик, чтобы опустить в него данные своих квартирных приборов учёта. Фото Александра Зайцева.

К нам в редакцию обратились растерянные жители тех домов, которые обслуживает управляющая компания «Верх-Исетская». Ссылаясь на новые правила, УК обязала их не только снимать показания приборов учёта в период с 23 по 25 число каждого месяца, но и передавать данные в компанию в указанное же время (если точно, то до 16–00 26-го числа).

В противном случае начисления будут производиться по среднемесячному потреблению. А уже при передаче следующих показаний сделают перерасчёт.

При этом «Верх-Исетская» предлагает несколько способов передачи показаний. Например, записку с данными можно опустить в почтовые ящики, именно для этого установленные по адресам ЖЭУ. Можно воспользоваться специально созданной электронной почтой, «Личным кабинетом» на сайте компании или сайте Единого расчётного центра. Кроме того, на квитанции должен быть отрывной купончик, заполнив который можно передать показания, как и раньше, через тот же районный ЕРЦ.

Названные способы оказались не для всех удобны. Во-первых, всего 11 ящиков на довольно большую территорию («Мне до ближайшего идти две остановки», — жалуется одна из жительниц). Причём доступ к ним открыт только в рабочее время, то есть когда и сами жильцы на работе. Получается, вечером, гуляя с собакой, не закинешь купон («Какой купон? Не видел на квитанции никакого купона…» — ещё одна из жалоб). Во-вторых, те способы, которые связаны с Интернетом, как правило, не подходят для пожилых людей — они не всегда сведущи в этом, да и компьютеры есть не у всех. А некоторые из тех, кто владеет навыками, высказывают претензии, что есть проблемы со связью — несколько дней не могут войти в «Личный кабинет».

«ОГ» обратилась в управляющую компанию с вопросом: зачем такие неудобства, неужели нельзя было оставить всё по-старому?

— Мы действуем исключительно в рамках постановления правительства РФ

№ 354, которое вступило в силу с 1 сентября этого года. Как понимаете, оно касается не только жителей нашего района, но и всей страны. Согласно ему, показания приборов учёта должны быть сняты и переданы в определённый срок. Пока идёт переходный период, жителям придётся приложить некоторые усилия, чтобы привыкнуть к таким изменениям, — делится позицией компании Дарья Гусарова, пресс-секретарь УК «Верх-Исетская».

— Соглашусь, что, наверное, не всем удобны предложенные нами пути передачи данных, но мы делаем всё возможное, чтобы у жителей не возникало особых сложностей. В любом случае на каждом подъезде есть информационные доски, где помещены объяснительные письма, адреса и телефоны. Любой человек может позвонить или прийти и получить необходимую консультацию, — говорит Дарья Гусарова.

В то же время, кроме «Верх-Исетской», другие крупные УК Екатеринбурга пока работают по-прежнему: показания жильцы должны снимать с 23 по 25 число, но передавать, как обычно, — при оплате «коммуналки» до 10 числа следующего месяца.

— В нашей компании вопрос о том, что жители должны учиться передавать показания счётчиков как-то иначе, не рассматривался. Технологически это довольно сложно организовать. Ведь нашим специалистам все данные нужно ещё успеть своевременно обработать. В течение ближайших месяцев для наших жителей никаких изменений не предвидится, — рассказала Ирина Шубина, начальник финансового отдела Орджоникидзевской УЖК.

Выходит, что обслуживающие компании несколько по-разному интерпретируют требования законодательства. С просьбой прокомментировать, действительно ли показания должны не только сниматься, но и передаваться в указанный период, мы обратились в Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области.

— В подпункте «в» пункта 34 этих правил говорится, что при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта потребитель обязан ежемесячно снимать его показания с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Однако договором предоставления коммунальных услуг может быть предусмотрена обязанность по снятию показаний таких приборов исполнителем, уполномоченным или иной организацией. Следовательно, при заключении договора потребители могут инициировать включение в него условий, когда передавать показания в срок до 26-го числа будут другие лица, — поясняет Антон Щепелин, заместитель начальника управления.

К слову, для Екатеринбурга не такая уж новость — заранее в специальный ящичек скидывать показания счётчиков. Например, «клиенты» ТСЖ«Евразия-98» (это район Широкой Речки) живут так уже, наверное, четвёртый год. Но! Специальные ящики с напоминаниями у них развешены в каждом подъезде. То есть даже если жилец в приступе бессонницы в два ночи вспомнит, что забыл «дать показания», — все пути исправления для него открыты.

— Сложно было приучить жильцов к этому? — спрашиваю у Сергея Вахрушева, председателя ТСЖ.

— Мы до сих пор не всех приучили. Только примерно 50 процентов жильцов сдают показания, опуская их в ящики. Хотя, по-моему мнению, у каждого в крови это должно быть: сколько потребил, за столько и заплатил. Остальным начисляем по среднему нормативу, а на следующий месяц делаем перерасчёт. Видимо, часть жильцов устраивает второй вариант, они не видят в этом ничего страшного.

Областная газета Свердловской области