В нижнетагильской школе № 71 учатся дети двенадцати национальностей

«У нас – интеркласс!» – гордятся девчонки из 9-го «Б». Света Присяжнюк – коренная тагильчанка, а её подруги Махбуба Холикова, Мохнура Бобоева и Азиза Болтаева приехали с родителями из Таджикистана. Фото автора.

«У нас – интеркласс!» – гордятся девчонки из 9-го «Б». Света Присяжнюк – коренная тагильчанка, а её подруги Махбуба Холикова, Мохнура Бобоева и Азиза Болтаева приехали с родителями из Таджикистана. Фото автора.

Нижнетагильская школа № 71 находится в микрорайоне Лебяжка. В этой части города с начала девяностых годов прошлого века обосновалось множество семей трудовых мигрантов из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Армении... Детский коллектив стал многонациональным. Педагоги поставили перед собой задачу, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в школьной среде комфортно.

Как только Нижний Тагил накрыла волна трудовой миграции, во многих учебных заведениях города за парты сели ребята, отличающиеся от русских сверстников не только смоляными косами и акцентом, но и жизненным укладом, нормами поведения, религиозными убеждениями. На Лебяжке приток учеников с экзотическими для тагильчан именами оказался особенно богатым, ведь этот микрорайон с недорогим жильём и наличием оптового фруктово-овощного рынка выбрали представители нескольких диаспор. Семьи у кавказских народов, как известно, многодетные, поэтому классы 71-й школы значительно пополнились — в совокупности приезжие дети составили треть ученического сообщества. Многие из них пришли в школу, совершенно не зная русского языка.

Работу начали сразу по нескольким направлениям. На подготовительные курсы в Москву отправили учителей-филологов, которым предстояло обучать русскому языку с нуля. На уроках и во внеклассной деятельности правовые вопросы встали во главе угла. Все без исключения дети должны были знать, какие у них есть права и обязанности. Учили уважать свои и чужие национальные традиции, но в то же время подчиняться законам страны, в которой живут.

Толерантность стала лейтмотивом школьной жизни. В спектаклях театрального кружка, на праздничных концертах, в конкурсах, дефиле театра моды «Леди» роли давались не по цвету глаз — по способностям. Поэтому зачастую азербай-

джанские девочки водили хороводы в русских сарафанах, чтецы декламировали стихи армянских поэтов с таджикским акцентом, а наряды от белокурых «дизайнеров» изобиловали татарскими узорами.

— Школьные годы вспоминаю как самое счастливое время своей жизни, — делится выпускник школы 2007 года, ныне живущий в Москве, Русиф Мустафаев. — Родился я в Азербайджане, но этот факт никак не отразился на моей дружбе с одноклассниками. У нас была крепкая компания, все вместе мы потом поступили в юридический вуз. Сейчас встречаемся редко, но общаемся в социальных сетях, чувствуем поддержку друг друга и сердечное отношение. В школе я понял глубину русской культуры, научился строить отношения с людьми разных национальностей. Этот опыт пригодился во взрослой жизни, где, к сожалению, не искоренена расовая дискриминация. Но если я слышу в свой адрес пренебрежительные слова, я не переношу обиду на всех русских людей.

Школа № 71 стала первой в городе, где вопросам толерантности придали столь серьёзное значение. Возможно, свою роль в этом сыграла и судьба директора учебного заведения. Иван Манучарян по на-циональности армянин. В 1977 году он приехал в Нижний Тагил из Тбилиси. Урал стал для Ивана Андреевича второй родиной, но он трепетно изучает историю и культуру своего народа, любого собеседника за несколько минут может влюбить в Армению — колыбель древней цивилизации, верную спутницу России. Директор школы уверен: во всех межнациональных конфликтах виноваты недальновидность политиков или шкурные интересы дельцов. Народы должны и могут жить в согласии.

В создание комфортной среды педагоги привлекают родителей, ведь без поддержки семьи ни о какой толерантности мечтать не приходится. Папы и мамы ответственно относятся к курсу, выбранному школой. Например, недавно в первых классах прошла исследовательская конференция. Первоклашки воодушевлённо показывали рисунки, фотографии, поделки, рассказывали о традициях в их семьях. Детские работы заслужили множество похвал от председателя жюри — кандидата философских наук, доцента Нижнетагильской педакадемии Анатолия Еникеева.

Накопив достаточный опыт, педагоги школы № 71 разработали проект «Формирование толерантного сознания». Работа получила высокую оценку на научно-практической учительской конференции в Москве. В своей школе педколлектив не только внедряет все направления проекта, но и углубляет его содержание, делая акцент на формировании духовной базы учащихся. Объединив усилия, педагоги, родители и ученики делают всё возможное, чтобы школьный мир не стал враждебным ни для одного ребёнка.

Областная газета Свердловской области