Дирижабли могут стать уникальным брендом Екатеринбурга

Екатеринбург, август 2012 года. Аэростат с видеокамерами на борту патрулирует парк имени Маяковского во время народных гуляний. Фото Валерия Горелых.

Екатеринбург, август 2012 года. Аэростат с видеокамерами на борту патрулирует парк имени Маяковского во время народных гуляний. Фото Валерия Горелых.

Управляет беспилотным дирижаблем с земли командир воздушного отряда ГУ МВД по Свердловской области Дмитрий Зырянов. Фото Валерия Горелых.

Из года в год ветеран Уралмашзавода Станислав Горский пробивает возобновление строительства дирижаблей на Среднем Урале. Больших — для транспортировки буровых вышек, тушения лесных пожаров и малых — для туристических полётов, броской рекламы... да мало ли. Горский убеждён, что для дирижаблестроения в Свердловской области есть всё: глубокие котлованы, производственные мощности и трудовые ресурсы.

Дирижаблестроение — тема чрезвычайно важная и интересная, — согласился с Горским «авиатор по жизни» и недавний руководитель Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ) Игорь Тарасов. — Смотрели кино «Гиперболоид инженера Гарина»? В его съёмках использовали дирижабль «Урал-2», который пилотировал сам конструктор-изобретатель Давид Бимбат.

За минувшие века дирижабли России пережили сложный период от расцвета до полного забвения. Представьте, ещё в 1812 году россияне пытались бомбардировать войска Наполеона с высоты «летучего корабля» и сделали бы это, кабы не пришлось уничтожить необкатанный аэростат перед наступлением неприятеля. С той поры вплоть до современности энтузиасты дирижаблестроения уповают не столько на интересы коммерсантов и гражданского общества, сколько на субсидии государства, а ныне — на заказы МВД, МЧС и Министерства обороны.

Станислав Горский: «XXI век должен стать для России веком дирижаблей: грузовых, пассажирских, туристических, пограничных, боевых...». Фото автора.

Станислав Горский столь же старомоден, думая, что для возрождения дирижаблестроения надо непременно заручиться поддержкой чиновников. Впрочем, не забывает он тревожить и других заинтересованных лиц. Не так давно в ответ на свои предложения Горский получил официальный ответ из федерального исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ФГБУ ВНИИ ГОСЧ): «Уважаемый Станислав Петрович! По вопросу возрождения дирижаблей в России сообщаем следующее. В настоящее время строительство дирижаблей преимущественно коммерческого назначения освоено в нескольких странах — Германии, Франции, Великобритании, США.

В России производством сертифицированных дирижаблей занимается только одна компания — ЗАО «Воздухоплавательный центр „Авгуръ“. Ещё одна компания — ЗАО „Аэростатика“ имеет задел на уровне предпроектных предложений и проработок.

На сегодняшний день в МЧС России ведётся работа по разработке аварийно-спасательного комплекса на базе многоцелевых дирижаблей лёгкого и среднего классов, основными задачами которого будут: патрулирование, технический мониторинг, аэрофотосьёмка и создание геоинформационных систем, а так же разведка и ведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, выражаем вам благодарность за чувство высокого гражданского долга, выразившееся в предложении строительства флотилии дирижаблей и надеемся на сотрудничество с вами в будущем».

Между тем в последнее время наблюдается значительный всплеск мирового интереса к дирижаблям. Находят своих приверженцев идеи создания на аэростатной основе «воздушных велосипедов», «летающих отелей», развития стратосферного спорта. Современные аэростаты — надёжные и безопасные средства, используемые как для воздухоплавания, так и для решения разнообразных специальных задач. Привязные аэростаты получили большое распространение в качестве эффектного средства наружной рекламы. На основе привязных аэростатов, к примеру, вовсю используется аттракцион «Аэролифт», поднимающий пассажиров на высоту 150 — 200 метров. Изготовили его между прочим русские для французов. Тот самый «Авгуръ» выиграл международный тендер. А ведь когда-то россияне заказывали дирижабли во Франции...

И пока Станислав Горский обивает пороги периодических изданий и министерств, пока московские производители аэростатов только разрабатывают транспортные дирижабли, Ульяновская область уже представила миру «летающую тарелку» грузоподъёмностью в 600 тонн. С производства тяжёлых самолётов ульяновцы хоть сегодня готовы переключиться на выпуск транспортных дирижаблей. Был бы спрос.

А Екатеринбург? «Екатеринбургу нужны «вулканические проекты». Статью под таким названием Станислав Горский вырезал из «Областной газеты», не нашёл в ней ничего о дирижаблестроении и предложил свой в буквальном смысле вулканический проект: «Надо удивить гостей Всемирной выставки „ЭКСПО-2020“, которая, возможно, пройдёт в Екатеринбурге. Давайте строить уральские дирижабли!»

А что? Аэродромы дирижаблям и аэростатам не нужны. Если воздушное судно, пришвартовать, скажем, к недостроенной телебашне, то такое зрелище никого не оставит равнодушным. Новейшие тенденции дирижаблестроения лаконично выражаются шестью «Э»: экономичность, эффективность, эргономичность, экологичность, эвристичность и эстетичность. Из всего этого и складывается креатив.

На сегодняшний день на рынке дирижаблестроения успешно работают сто иностранных компаний. Мировой спрос на дирижабли растёт, по крайней мере так утверждают их производители... Россия в этом направлении делает первые робкие шаги. Поможем?

Кстати, в ГУ МВД по Свердловской области с мая прошлого года появился и исправно работает первый беспилотный дирижабль, видеокамеры которого следят за общественным порядком с высоты птичьего полёта. Изготовили его москвичи.

Мнение

Александр ФУРМАН, ветеран и знаток отечественной авиации, руководил аэроклубом ДОСААФ Свердловска с 1970 по 1990 год:

—Считаю, дирижабли будут очень полезны для доставки тяжёлых негабаритных грузов, скажем, леса из тайги. Представляете: схватил он огромную связку брёвен и понёс. Не надо строить дорог, не надо нарушать ландшафт вездеходами и лесовозами. Хотел ли сам летать на дирижаблях? Хотел. По молодости в Одессе мы поднимались на аэростатах в небо и прыгали с парашютом. Честно признаюсь, лучше прыгать с самолёта, чем с дирижабля. А вот не спеша путешествовать на аэростатах, думаю, интересно. Вообще, если уж ратовать за дирижабли, надо прежде всего говорить о разработках Давида Бимбата. В Берёзовском у него было конструкторское бюро воздухоплавательных аппаратов, и многие современные конструкции дирижаблей были задуманы нашими инженерами ещё в 70-е годы.

Областная газета Свердловской области