В Верхней Синячихе к 400-летию дома Романовых открыли интерактивную экспозицию

«Обычно посетители музеев следуют  от одного стенда к другому, а здесь фотографии,  «оживая», сами проходят перед вами», – говорит соавтор проекта Людмила Зорина. Фото Евгения Поторочина

«Обычно посетители музеев следуют от одного стенда к другому, а здесь фотографии, «оживая», сами проходят перед вами», – говорит соавтор проекта Людмила Зорина. Фото Евгения Поторочина

Большинство туристов, доезжая до развилки между Верхней и Нижней Синячихами, сворачивают в Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени Ивана Самойлова. Теперь появился повод заглянуть и в Верхнесинячихинский краеведческий музей, где наряду с выставками, повествующими об истории посёлка, открылся уникальный для Свердловской области фототеатр. Первая экспозиция называется «Князья Романовы — алапаевские узники».

Посёлок Верхняя Синячиха находится в 13 километрах к северу от Алапаевска и в непосредственной близости от шахты (разведочного шурфа), откуда белогвардейцы Колчака в ноябре 1918 года извлекли тела восьми человек — княгини Елизаветы, князей царского дома и их сподвижников. История гибели алапаевских узников со времён колчаковского следствия обросла мифами. Самый известный гласит, что большевики сбросили несчастных в колодец шурфа ещё живыми, после чего из-под земли долго слышны были молитвы раненых. Однако, изучая архивы, уральские музейщики выяснили, что арестанты попали в шахту уже мёртвыми. Как бы то ни было, сам факт злодейства никто не оспаривает.

Разработали и изготовили компоненты экспозиции в Уральском региональном институте музейных проектов. Музейный проект поддержали в администрации муниципального образования Алапаевское, выделив на его воплощение 500 тысяч рублей. Комната, где развёрнута интерактивная экспозиция, в две минуты заполняется скамейками. В «зале» гаснет свет. Дают занавес. Чтец-экскурсовод начинает рассказ, по простоте и трогательности напоминающий детскую сказку. Для взрослых. Фото Станислава Савина.

Муниципальный краеведческий музей Верхней Синячихи, по словам его директора Аллы Окуловой, довольно долго обходил «царскую» тему и ужасы Гражданской войны стороной. С пиететом разве что здесь поминали девятерых комсомольцев, казнённых «белыми» в отместку за гибель высоких особ. За их братской могилой ухаживали местные школьники. Теперь о комсомольцах подзабыли. Зато вокруг шурфа построили мужской монастырь, его насельники водят экскурсии, рассказывая о пщследних днях Романовых в Алапаевске.

Музейщики же задались иной задачей. Верхнесинячихинский фототеатр повествует не о смерти, а о детстве и взрослой жизни царственных особ. В нише стены, похожей на сцену театра картонных фигур, проходят фоном фотографии того или иного места действия (города Европы, виды Санкт-Петербурга), на авансцену выдвигаются вырезанные из фотографий фигурки героев. Представление рассчитано на полтора часа и рассказывает о каждом царственном узнике.

Первые зрители фототеатра признались, что музейный проект напомнил им детские книжки-раскладушки. Такая отсылка к детству пробирает сильнее плазменных экранов и прочих наворотов, которыми гордятся ныне столичные музеи.

Областная газета Свердловской области