В Храме-на-Крови расписывают верхние ярусы и своды

Все эти годы приступать к росписи было нельзя, потому что стены нового здания сначала должны дать усадку. Фото Александра Зайцева.

Все эти годы приступать к росписи было нельзя, потому что стены нового здания сначала должны дать усадку. Фото Александра Зайцева.

Храм-памятник на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге построили 10 лет назад. Все эти годы стены в верхней церкви оставались без росписей.

По традиции строительства, новый храм расписывается не сразу. Обычно ждут несколько лет, чтобы стены дали усадку. Украшать своды и верхние стены Храма-на-Крови начали всего полтора месяца назад. Ответственную работу отдали иконописцам известной на Урале мастерской Водичевых (они расписывали Патриаршее подворье, храм Святителя Николая в Курганово, а также, по приглашению президента Мальты, одну из православных часовен в этом островном государстве).

— Вначале мы составили программу росписи, — рассказывает художница Татьяна Водичева. — Её утвердили в епархии, после для каждой фигуры написали отдельный цветной эскиз и только затем принялись за работу в храме.

Татьяна Водичева с настоятелем отцом Максимом долго решали, как украсить своды — выбирали святых для икон, образы, тип орнамента. Фото Александра Зайцева.

По эскизам художников Водичевых (с мамой Татьяной Фёдоровной работают две взрослые дочери-художницы) в храме трудилась бригада из пятнадцати человек.

«Самое сложное — лики — писала Татьяна Водичева. Всё остальное делали другие мастера. Дело попроще — орнамент, которого достаточно много в композиции, — доверили студентам худучилища имени Шадра», — рассказывает настоятель Храма-на-Крови Максим Миняйло.

Барабан купола, его паруса и арки расписали за первый месяц работы. Затем принялись за верхние стены. В каких условиях трудились художники, понимаешь лишь тогда, когда взбираешься по крутым металлическим ступенькам вверх, к самому своду церкви. Железные трубы-перемычки лесов заменяют перила, слегка ослабишь захват пальцев — и ухнешь вниз... Смотреть туда нельзя. Голова закружится, и конец. Только вперёд, на лестницу или на стену, ещё — вверх. Чувствуешь себя кошкой. Или человеком-пауком.

За полтора месяца иконописцы расписали около 800 квадратных метров самой верхней части Храма-на-Крови. Осталось ещё около девяти тысяч квадратных метров. Фото Александра Зайцева.

Вот строитель (наверняка с разрядом по альпинизму), удивительно легко подтягиваясь на лесах, добирается от балкона до сводов стен. «Я тоже привыкла в детстве лазать по деревьям», — улыбается Татьяна Водичева. «Страшно только в первые разы, потом привыкаешь», — убеждает художница Юлия Томилова. А вот золотарники — специалисты по нанесению позолоты на храмовую роспись — работать на такой верхотуре отказались. Так что золотить стены пришлось самим художникам.

— Работа иконописцев осложняется спецификой архитектуры, — говорит отец Максим. — У храма большая высота при маленькой площади. Распределить росписи было непросто.

Между парусами на восточной стене художники написали святую Троицу, на западной — Этимасию (тоже символическое изображение святой Троицы), на промежуточных стенах — Евангелистов. Ниже, на первом ярусе, сделали акцент на уральских святых — здесь работает московский иконописец Александр Соколов. На огромном простенке между ярусами напишут лики всех русских святых, в чью честь храм и назван — их будет 400.

В росписи мастера используют специальную силикатную краску. Она влагостойкая, легко проникает в структуру стены, хорошо «дышит». Правда, перед её нанесением стену следует хорошенько подготовить, покрыть специальным составом. Зато после высыхания рисунок становится похож на фреску — его можно мыть без страха испортить.

Леса по центру здания — как раз под куполом храма — установили лишь на время росписи внутренней части купола и самых высоких арок и простенков. На высоте 60 метров художникам приходилось трудиться до восьми часов в день. Сейчас леса разберут. Вновь соберут уже намного более низкую конструкцию — лишь метров до 30 высотой. Паутина труб и лестниц в следующий раз покроет стены.

Художники вновь примутся за роспись месяца через два. А закончить украшение храма планируется к концу 2014 года. Вход для прихожан всё это время в верхний придел будет закрыт.

Досье «ОГ»

Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, — златоглавый собор, состоящий из нескольких ярусов, — символизирует неугасимую лампаду. Его высота — 60 метров. Площадь стен верхнего храма составляет около 10 тысяч квадрантных метров.

Областная газета Свердловской области