Храм-памятник на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге построили 10 лет назад. Все эти годы стены в верхней церкви оставались без росписей.
По традиции строительства, новый храм расписывается не сразу. Обычно ждут несколько лет, чтобы стены дали усадку. Украшать своды и верхние стены Храма-на-Крови начали всего полтора месяца назад. Ответственную работу отдали иконописцам известной на Урале мастерской Водичевых (они расписывали Патриаршее подворье, храм Святителя Николая в Курганово, а также, по приглашению президента Мальты, одну из православных часовен в этом островном государстве).
Вначале мы составили программу росписи, рассказывает художница Татьяна Водичева. Её утвердили в епархии, после для каждой фигуры написали отдельный цветной эскиз и только затем принялись за работу в храме.
Татьяна Водичева с настоятелем отцом Максимом долго решали, как украсить своды выбирали святых для икон, образы, тип орнамента. Фото Александра Зайцева.
По эскизам художников Водичевых (с мамой Татьяной Фёдоровной работают две взрослые дочери-художницы) в храме трудилась бригада из пятнадцати человек.
«Самое сложное лики писала Татьяна Водичева. Всё остальное делали другие мастера. Дело попроще орнамент, которого достаточно много в композиции, доверили студентам худучилища имени Шадра», рассказывает настоятель Храма-на-Крови Максим Миняйло.
Барабан купола, его паруса и арки расписали за первый месяц работы. Затем принялись за верхние стены. В каких условиях трудились художники, понимаешь лишь тогда, когда взбираешься по крутым металлическим ступенькам вверх, к самому своду церкви. Железные трубы-перемычки лесов заменяют перила, слегка ослабишь захват пальцев и ухнешь вниз... Смотреть туда нельзя. Голова закружится, и конец. Только вперёд, на лестницу или на стену, ещё вверх. Чувствуешь себя кошкой. Или человеком-пауком.
За полтора месяца иконописцы расписали около 800 квадратных метров самой верхней части Храма-на-Крови. Осталось ещё около девяти тысяч квадратных метров. Фото Александра Зайцева.
Вот строитель (наверняка с разрядом по альпинизму), удивительно легко подтягиваясь на лесах, добирается от балкона до сводов стен. «Я тоже привыкла в детстве лазать по деревьям», улыбается Татьяна Водичева. «Страшно только в первые разы, потом привыкаешь», убеждает художница Юлия Томилова. А вот золотарники специалисты по нанесению позолоты на храмовую роспись работать на такой верхотуре отказались. Так что золотить стены пришлось самим художникам.
Работа иконописцев осложняется спецификой архитектуры, говорит отец Максим. У храма большая высота при маленькой площади. Распределить росписи было непросто.
Между парусами на восточной стене художники написали святую Троицу, на западной Этимасию (тоже символическое изображение святой Троицы), на промежуточных стенах Евангелистов. Ниже, на первом ярусе, сделали акцент на уральских святых здесь работает московский иконописец Александр Соколов. На огромном простенке между ярусами напишут лики всех русских святых, в чью честь храм и назван их будет 400.
В росписи мастера используют специальную силикатную краску. Она влагостойкая, легко проникает в структуру стены, хорошо «дышит». Правда, перед её нанесением стену следует хорошенько подготовить, покрыть специальным составом. Зато после высыхания рисунок становится похож на фреску его можно мыть без страха испортить.
Леса по центру здания как раз под куполом храма установили лишь на время росписи внутренней части купола и самых высоких арок и простенков. На высоте 60 метров художникам приходилось трудиться до восьми часов в день. Сейчас леса разберут. Вновь соберут уже намного более низкую конструкцию лишь метров до 30 высотой. Паутина труб и лестниц в следующий раз покроет стены.
Художники вновь примутся за роспись месяца через два. А закончить украшение храма планируется к концу 2014 года. Вход для прихожан всё это время в верхний придел будет закрыт.
Досье «ОГ»
Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, златоглавый собор, состоящий из нескольких ярусов, символизирует неугасимую лампаду. Его высота 60 метров. Площадь стен верхнего храма составляет около 10 тысяч квадрантных метров.