Жители уральских сёл не могут получить дрова для отопления домов

осень Черноисточинск

Сельским жителям Свердловской области предлагают заготавливать и рубить дрова для отопления домов прямо на болотах. Фото: Алексей Кунилов

На днях в редакцию «Облгазеты» позвонила жительница села Краснополянского Байкаловского района Свердловской области Надежда Ильиных. Впереди зима, а она до сих пор не запаслась дровами для отопления дома. Как утверждает пенсионерка, с этой проблемой жители сельских населённых пунктов, где нет центрального отопления, сталкиваются постоянно. По областному закону о порядке заготовки гражданами древесины для собственных нужд селянам ежегодно положено до 20 кубометров дров для топки печей в зимний период. Но работники лесничеств выписывают людям древесину не рядом с домом, а где-нибудь в 30–40 километрах от него. Многие лесоводы советской закалки возмущены этим не меньше сельских жителей. Причины бедствия они видят в Лесном кодексе РФ 2006 года, который радикально изменил систему заготовки дров.

На дрова нет денег

Для жителей Байкаловского района заготовка дров для топки печей давно уже стала кошмаром: из 67 населённых пунктов муниципального образования центральное отопление есть только в районном центре и ещё в двух сёлах рядом с ним. В остальных населённых пунктах отопление печное. В среднем на обогрев одноэтажного дома с флигелем и двумя комнатами зимой требуется 15–20 кубометров берёзовых дров. С учётом того, что кубометр такой древесины вместе с доставкой стоит порядка 1 300 рублей, то годовой запас дров обойдётся селянину в сумму от 20 до 25 тысяч рублей. Но где их взять? Большинство сельских жителей – это люди пожилого возраста с пенсией от 10 тысяч рублей. И выложить за раз три месячные пенсии им не под силу.

Поэтому люди идут за дровами в лесничества. Кубометр дровяной берёзы на корню стоит 11 с небольшим рублей. Но в реальности получить эту древесину не так-то просто. Сначала надо предоставить пакет документов, подтверждающих наличие печного отопления в доме. После этого лесничий выделяет делянку, но рубить, пилить и вывозить готовые дрова сельский житель должен сам. И всё бы ничего, но из-за того, что большая часть лесов вблизи населённых пунктов находится в аренде у предпринимателей, делянки селянам дают в десятках километров от их жилья.

– Сейчас такая сырая осень, а дрова отводят далеко от сёл, там, где болота или глухая тайга, – отметила Надежда Ильиных. – Заехать туда летом невозможно, а уж как рубить и вывозить оттуда древесину, вообще непонятно. После обращения к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву мне позвонили из Байкаловского лесничества и предложили решить проблему с дровами в индивидуальном порядке: мне на зиму надо ещё 5 кубометров берёзы. Но я отказалась, ведь трудности с дровами испытываю не только я, а все жители нашего и соседних районов. Мне непонятно, почему областные чиновники и прокуратура каждый год проверяют готовность региона к отопительному сезону, но сельские жители остаются в стороне от этих проверок? А ведь у нас в области почти 15 процентов населения – это сельские жители, и мало у кого из них проведена газовая труба.

Грузовики и машины с торфом и дровами для сада, огорода, домашнего хозяйства. 6 мая 2019 г.
Из-за того, что делянки для заготовки дров сельским жителям выделяют в 40 километрах от их дома, людям приходится покупать дрова втридорога у арендаторов лесных участков. Фото: Владимир Мартьянов

Лесник в лесу не хозяин

Лесники озабоченность сельских жителей разделяют. Но сделать ничего не могут: Лесной кодекс РФ 2006 года ликвидировал государственные лесхозы, которые занимались заготовкой древесины, и передал леса в аренду частникам. Если в советские годы лесничий был большой фигурой на селе, хозяином в лесу, то после реформы лесного хозяйства он стал обычным администратором, функции которого по большей части свелись к отводу лесосек арендаторам и контроле за их хозяйственной деятельностью. А предоставление делянок для граждан ушло на задний план.

Заслуженный лесовод России, руководитель ГКУ СО «Дирекция лесных парков» Вадим Александров считает это положение вещей абсурдным: жить в деревне и не взять дрова в лесу по соседству – это нонсенс. Более того, именно необеспеченность дровами толкает многих селян на лесные нарушения, в том числе и на незаконную лесозаготовку.

– В 70-е годы я работал лесничим в селе Кишкинское, что за Махнёво, – рассказал Вадим Александров. – Когда я приезжал в деревню, то местные жители выбегали ко мне и просили дров. Я на месте отводил им делянку рядом с деревней и выписывал дрова. Сегодня у лесничего таких полномочий нет. После принятия Лесного кодекса людям приходится либо ехать за дровами за тридевять земель, либо покупать их у арендатора. Он хозяин, и какую цену скажет, такую и придётся заплатить. Когда отдавали леса в аренду, надо было думать не только о частниках, а о том, как местные жители будут обеспечены дровами. Этот процесс был совершенно не продуман. Я в конце 2000-х годов ездил в Чехию обмениваться опытом, так у них до сих пор сохранилась система лесхозов и проблем с дровами у местных жителей нет.

Да и сами работники лесничеств теперь не заинтересованы в том, чтобы работать на благо селян. Их зарплата – чуть выше 20 тысяч рублей, жильё, в отличие от советского времени, никто не предоставляет. При этом муж с женой работать вместе не могут – запрещено антикоррупционным законодательством. Преемственность поколений ликвидирована – никто не едет в село работать после окончания лесного вуза. В отличие от сельских учителей и врачей, лесничим не дают подъёмных…

Советник ректора Уральского государственного лесотехнического университета по науке Сергей Залесов согласен с тем, что аренда леса принесла много вреда селянам. По его словам, на сегодняшний день в Лесном кодексе даже нет понятия «лесное хозяйство», а лес превратился в сугубо экономическую категорию. Заготовка древесины для личных нужд граждан не приносит прибыли в бюджет, поэтому в ней чиновники никак не заинтересованы. В итоге дрова сельским жителям выделяют там, где арендатору они вовек не нужны.

Исправить ситуацию может принятие нового Лесного кодекса, о котором начали говорить в Совете Федерации РФ и Государственной думе ещё в начале этого года. Как рассказал «ОГ» источник в Федеральном агентстве лесного хозяйства, разработка этого документа уже началась: Рослесхоз приступил к сбору предложений по его концепции от региональных органов власти в области лесных отношений. В новом Лесном кодексе вопрос заготовки дров для отопления жилых помещений решить планируют, но пока непонятно, как. Одна из идей – создание в регионах специализированных бюджетных учреждений, которые будут централизованно заготавливать и продавать дрова населению по низким ценам.

  • Опубликовано в №179 от 02.10.2019 под заголовком «А воз с дровами и ныне там»
Областная газета Свердловской области