За пятилетку уральская «Ласточка» стала брендом страны

Электропоезд «Ласточка», станция «Солоники», Краснодарский край

Уральская «Ласточка» подъезжает к станции «Солоники» в Краснодарском крае. Фото: Нина Донкина

Пять лет назад, 30 мая, в Верхней Пышме выпустили первый скоростной электропоезд «Ласточка». Сейчас на железных дорогах России курсирует 136 таких поездов. «Ласточка» сделала поездки комфортными не только для уральцев, но и для жителей многих других регионов страны – москвичей, петербуржцев, калининградцев, краснодарцев. «Облгазета» выяснила, почему наша «Ласточка» стала поистине народным брендом.

Ласточкино гнездо

Олимпийские игры в Сочи показали, насколько востребован в России скоростной подвижной состав. Это быстро, удобно, безопасно и экологично. Участников и зрителей Олимпиады перевозили поезда, сделанные в немецком Крефельде, но на Среднем Урале вовсю шло строительство одной из самых современных в Европе производственных площадок по выпуску скоростного подвижного состава. Вскоре на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме было налажено серийное производство поездов «Ласточка» по лицензии Siemens. ОАО «Российские железные дороги» заключило контракт на покупку 1 200 вагонов для электропоездов, способных развивать скорость до 160 км/час.

Сегодня пышминские машиностроители занимаются проектированием, производством, продажей и техобслуживанием стремительных электричек. Поначалу многие детали и узлы импортировались, но постепенно «Ласточка» «обрусела» – сейчас она на 80 процентов состоит из отечественных комплектующих. Более того, некоторые узлы, производимые в Верхней Пышме, поставляются за рубеж.

«Уральские локомотивы» выпускают разные «Ласточки» – для городских и пригородных маршрутов, а также межрегиональные экспрессы. Стандартные составы формируются из пяти вагонов, но их можно увеличить до 7–12 вагонов. В конце прошлого года ОАО «РЖД» передан первый десятивагонный скоростной электропоезд «Ласточка». Он курсирует между Москвой и Тверью.

Благосклонно принятая пассажирами, «Ласточка» постепенно осваивает новые маршруты. Особенно удачным для железнодорожной экспансии оказался 2018 год.

– «Ласточки» начали ходить на самой западной территории России — в Калининградской области. Наши межрегиональные поезда поехали из Москвы в Иваново, Курск, Орёл. Открыли маршрут от Санкт-Петербурга до Пскова. В ноябре 2018-го запустили «Ласточки» в Пермском крае, а в конце года был запущен поезд Санкт-Петербург – Тосно, – перечисляет генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи.

По данным социологического опроса ВЦИОМ от 2018 года, в регионах, где курсирует «Ласточка», почти все пассажиры отметили повышенный комфорт в пути и сокращение времени на дорогу. Исследование показало, что большинство пассажиров «Ласточки» составляют студенты и работающее население.

Точки полёта

Регулярные рейсы «Ласточек» в нашем регионе начались в ноябре 2015 года. В числе её первых пассажиров был губернатор Евгений Куйвашев. Скоростная электричка сразу пришлась по душе свердловчанам, ведь время в пути резко сократилось, а уютная обстановка позволила каждому из нас стать VIP-пассажиром. В вагонах поддерживается оптимальный микроклимат, есть розетки для подзарядки мобильных устройств, специальные площадки для размещения крупногабаритного багажа и биотуалеты.

– Мы все помним советские электрички, современные – это космос, – считает полномочный представитель Президента России в УрФО Николай Цуканов.

Как сообщили в Свердловской пригородной компании, сегодня в области курсируют шесть таких поездов. Сначала они соединили Екатеринбург с Нижним Тагилом, Каменском-Уральским и Кузино, а в этом году начали курсировать от уральской столицы до Талицы. На этом новом направлении на днях отметили замечательное событие – на СвЖД проехал 4-миллионный пассажир «Ласточки». Обладательницей счастливого билета стала студентка Валерия Макарова. Она каждую неделю ездит из Талицы до Екатеринбурга и обратно. Железнодорожники вручили юбилейной пассажирке подарочный сертификат на 10 поездок и шоколадную «Ласточку».

По пятницам и воскресеньям «Ласточка» летает до Кушвы и Шали, а в праздничные дни ещё дальше – до Серова. Самым популярным является маршрут Нижний Тагил – Екатеринбург.

– Часто по делам езжу в Екатеринбург. Самый удобный способ – на «Ласточке». Она, в отличие от автотранспорта, не боится пробок, которыми славится областная столица. Но билет на комфортную электричку нужно покупать заранее, ведь частенько тагильчан опережают новоуральцы – скупают большую часть билетов, и поезд полпути следует с пустыми креслами, – делится тагильский предприниматель Сергей Козырев.

«Ласточка» и дальше будет прокладывать новые пути на Урале. Регулярные рейсы скоростного электропоезда запланированы из Екатеринбурга до Перми, а нижнетагильское направление, возможно, продолжат до Верхней Салды, чтобы улучшить логистику особой экономической зоны «Титановая долина».

На днях стало известно, что по Москве побегут «Ласточки» с машинным зрением: уральский завод-производитель оснастит до конца года 38 электричек МЦК (Московского центрального кольца) аппаратурой точного позиционирования. Оно позволит поездам останавливаться на платформе с точностью до 50 см, тогда как раньше допуск составлял несколько метров. Эта технология – подготовительный этап к внедрению беспилотного управления электропоездами.

«Ласточка» как хобби

Банковский служащий и блогер из Екатеринбурга Нина Донкина путешествует на «Ласточке» по Уралу и делится своими впечатлениями в соцсетях. Женщина успела проехать практическим по всем маршрутам и выложить десятки фотографий в своём блоге в «Живом журнале»:

– Поездки – ради интереса. Это моё хобби. На написание одного поста о «Ласточке» ушло два месяца. Это может показаться смешным, но это так. Например, чтобы получить красивые фото «Ласточки» на одной станции, понадобилось полдня. Я заворожённо стояла на станции (как маньяк!) и ждала поезд, прогуливаясь. И это было круто! Мне нравится ездить на ней, снимать её и писать об этом.

  • Опубликовано в №95 от 04.06.2019 
Областная газета Свердловской области