Бесплатная медпомощь и работа страховых: всё о новых правилах ОМС

Диспансеризация

Страховые медицинские организации теперь должны больше информировать граждан о диспансеризации и профосмотрах. Фото: Александр Зайцев

В России вступили в силу новые правила обязательного медицинского страхования (ОМС). Число случаев опасных хронических и онкологических заболеваний растёт, поэтому для их выявления профосмотры и диспансеризация будут проводиться чаще, а страховые компании начали отслеживать все этапы лечения пациентов. Всё это обсудили на II Всероссийской конференции «ОМС: права и новые возможности российских пациентов» в Москве, в которой участвовали журналисты со всей страны, в том числе обозреватель «Облгазеты».

Диспансеризация – каждый год

Первые крупные изменения системы ОМС касаются обследований населения. Теперь все граждане России, начиная с 18 лет, могут ежегодно проходить профилактический осмотр и раз в три года – диспансеризацию. С 40 лет диспансеризация становится ежегодной и в большей степени дополняет профосмотр, в том числе – обследованиями на онкологию. В каждой категории возраста и пола – свои частности. Например, для женщин 45–50 лет самая насыщенная программа диспансеризации: антропометрия, определение уровня глюкозы и холестерина, маммография, проверка на рак шейки матки, молочной железы, колоректальный рак и другое. Дополнительно по итогам первого этапа диспансеризации могут назначить и второй.

– К 2024 году мы должны охватить профосмотрами и диспансеризацией 70 процентов наших граждан всех возрастов. Но людям необходимо понимать, что это не просто хождение из кабинета в кабинет по специалистам. Это нужно для выявления различных заболеваний, – считает главный внештатный специалист по профилактической медицине Министерства здравоохранения России Любовь Дроздова. – Результаты есть: в прошлом году  в рамках диспансеризации мы выявили в стране 26 000 злокачественных заболеваний. 52 процента из них – на первой и второй стадиях, когда возможно полное излечение. 

II Всероссийская конференция «ОМС: права и новые возможности российских пациентов» в Москве
Участники Всероссийской конференции «ОМС: права и новые возможности российских пациентов» уверены, что новые правила ОМС помогут улучшить здоровье жителей России. Фото: Виктор Гусейнов

А так как самая высокая эффективность обнаружения разных заболеваний – у россиян среднего возраста, которые являются наиболее занятыми, то прохождение диспансеризации сделали доступным в вечерние часы и в субботу. Это позволит проходить обследования большему числу людей.

КСТАТИ

Если раньше заявление на выдачу полиса ОМС можно было подать только лично и на бумаге, то теперь это можно сделать через сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), Единый портал госуслуг или МФЦ. А при заполнении документа разрешено использовать электронную подпись. Страховую компанию можно также выбирать самостоятельно и менять раз в год. На время оформления постоянного полиса выдаётся временное свидетельство ОМС: оно теперь действительно не 30 дней, а 45.

Работа страховой

– Раньше защитой прав застрахованных занимались большей частью на бумаге. Теперь страховой представитель должен защитить каждого человека, разъяснить, какие услуги ему положены бесплатно, рассказать, что он должен пройти по диспансеризации, – говорит член комитета Государственной думы РФ по охране здоровья Татьяна Фролова. – Просто позвонить и пригласить каждого на диспансеризацию и профосмотр недостаточно.

Страховые компании обязали уделять больше внимания плановым госпитализациям и отслеживать их очерёдность. Это позволит держать очередь в стационарах под контролем. Страховщики сейчас отслеживают, поставили ли их клиентов с хроническими заболеваниями на диспансерный учёт, что по новому законодательству должны делать в течение трёх дней с момента определения диагноза. Сами пациенты теперь могут получать консультацию о своих правах и возможностях прямо в медицинских организациях, которые обязаны предоставлять место для работы страховых представителей на своей территории. Всего в России за последние полтора года появилось более 20 000 таких постов страховых представителей в медучреждениях.

– Как только в больницах начали работать страховые представители, у нас резко сократилось количество жалоб, но возросло число консультаций. Люди стали вовремя получать информацию о своих правах, и нарушения прав стало меньше, – комментирует заместитель председателя Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. – Теперь преобладают реально обоснованные жалобы на нарушение прав пациентов, когда страховая компания может вмешаться и помочь.

Если пациент чем-то недоволен, то страховщик организует экспертизу по его обращению: рассматривает случай, проводит проверку качества медицинской помощи, разбирает нарушения и ошибки врачей.

Онкология под контролем

Совсем иначе страховые компании теперь должны работать с онкологическими больными. Страховые медицинские организации контролируют качество, доступность и своевременность помощи онкобольным, её соответствие стадии заболевания и степень достижения результата. В перспективе же страховщики будут согласовывать с Федеральным ФОМС прохождение страховыми представителями «онкопсихологической подготовки».

– Мы изучали позднее выявление онкологических заболеваний, – рассказывает председатель Рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков Алексей Березников. – По нашим данным, 30 процентов от тех, у кого онкология выявлена поздно – на третьей-четвёртой стадии, – это люди, которые прежде не обращались в больницу.

По мнению экспертов, основная проблема в том, что не все врачи могут вовремя распознать первичные признаки новообразования у пациента. Начальные стадии рака могут никак не беспокоить людей. Новая система диспансеризации должна помочь в решении проблемы.

Наиболее частые нарушения прав пациентов в медицинских организациях:

  • Неправомерные требования оплаты;
  • Ненадлежащее качество медицинской помощи, её несвоевременное получение и отказ в оказании медицинских услуг;
  • Нарушения при проведении профилактических мероприятий, в том числе диспансеризации;
  • Ограничения доступности лекарств, предоставляемых по ОМС;
  • Нарушение права на выбор медицинской организации и врача, отказ от прикрепления к медицинской организации, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние лечебного учреждения;
  • Подача медицинскими организациями на оплату в страховую организацию счёта за помощь, которая не была оказана;
  • Неэтичное поведение медицинских работников.

Во всех перечисленных случаях и при возникновении вопросов по ОМС необходимо обратиться к руководителю медицинской̆ организации или к страховому представителю своей страховой медицинской организации.

Топ-10 бесплатных медицинских услуг, за которые могут неправомерно требовать оплату в больницах, работающих в системе ОМС:

  • Оказание плановой медицинской помощи без очереди (в уменьшенные сроки);
  • Консультации врачей – узких специалистов;
  • Выдача медицинских справок и заключений;
  • Приобретение лекарств при лечении в круглосуточном или дневном стационаре, включая онкологию;
  • Проведение аппаратных методов диагностики, таких как МРТ, КТ, ПЭТ-КТ, УЗИ и других;
  • Лабораторные исследования: диагностика инфекционных заболеваний, исследования уровня гормонов в крови;
  • Стоматология: лечение кариеса и пульпита, ортодонтическое лечение;
  • Операции с применением металлоконструкций и эндопротезов;
  • Физиотерапия, массаж по показаниям при медицинской реабилитации;
  • Операции по коррекции зрения, в том числе замена хрусталика.
  • Опубликовано в №113 от 02.07.2019 под заголовком «Новая помощь по ОМС»
Областная газета Свердловской области