Стальной хват: первый уралец получил уникальный биоэлектрический протез кисти

Константин Неустроев, Бионическая рука, Протезирование

Помимо биоэлектрического у Константина есть ещё и косметический протез. Он выполнен под цвет кожи, но не имеет двигательных функций. Фото: Павел Ворожцов

Биоэлектрические руки, прообраз которых появился ещё на заре научной фантастики, стали реальностью. Житель Берёзовского Константин Неустроев стал первым уральцем, пользующимся «кибер-рукой». Всего таких в России – десять человек.

Сенсоры для мышц

Семь лет назад Константин Неустроев потерял кисть левой руки. Тогда он жил в Сухом Логу и работал шихтовщиком на заводе. Руку затянуло в механизм и оторвало кисть.

– Медико-социальная экспертиза выписала мне протез, который мог лишь сжимать и разжимать предметы, – говорит Константин. – Приходилось скрывать травмированную руку: ходил в рубашках и кофтах с длинным рукавом. Некоторые даже не догадывались, что у меня нет кисти — так профессионально я шифровался… Теперь, с появлением бионического протеза, это напряжение осталось позади. Трудно догадаться, что левая кисть у меня не настоящая. Впервые за многие годы я надел футболку с коротким рукавом.

Константин стал первым жителем Среднего Урала, которому установили немецкий биоэлектрический протез кисти с подвижными пальцами. Он практически полностью повторяет человеческую анатомию: все пальцы могут сгибаться и разгибаться одновременно и по отдельности — в общей сложности протез повторяет 14 хватов руки от кулака до щепотки. Дополнительно он может поворачиваться вокруг своей оси на 360 градусов. Кисть сделана из нержавеющей стали и магниево-алюминиевого сплава, который придаёт лёгкость и прочность, а эластичное покрытие позволяет брать и удерживать в руке любые предметы. Протезную кисть для Константина приобрёл Фонд социального страхования РФ за 5 миллионов рублей. Недёшево.

– Первое, что я сделал с помощью новой кисти – взял банку кофе и открыл её, – продолжает Константин. – Вроде бы мелочь, но для меня это было чем-то из ряда вон выходящим. Освоил протез за пару дней, и теперь могу взять куриное яйцо и не разбить его. Хват у протеза шире, чем у обычной человеческой руки, искусственные пальцы сами подстраиваются под форму предмета. И жена рада: сейчас я могу помогать ей по дому. Друзья в шутку называют меня Терминатором.

У протеза встроенный аккумулятор. Он полностью заряжается в течение двух-трёх часов, одной зарядки хватает на пять дней. В фильме о Терминаторе искусственная кисть приводилась в движение с помощью импульсов от нейрокомпьютера. Биоэлектрический протез, которым пользуется Неустроев, двигают колебания мышц.

– Протез имеет две гильзы, – рассказала ведущий инженер-технолог Екатеринбургского филиала ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда РФ Галина Зинченко. – Одна крепится к культе, другая – к искусственной кисти. Между ними укладываются сенсорные датчики, которые улавливают движения мышц и передают их протезу. Микропроцессор сжимает или разжимает кисть.

Константин Неустроев ,Бионическая рука, Протезирование
Биоэлектрическая кисть позволяет Константину Неустроеву полноценно работать. Фото: Павел Ворожцов

Всё впереди

В мире насчитывается всего порядка десяти производителей подобных протезов, но отечественных компаний среди них пока нет. Однако разработки активно ведутся. Галина Зинченко считает, что отечественные искусственные кисти наподобие немецких могут появиться у нас через пару лет. И цена у них будет намного ниже зарубежных аналогов.

Как рассказал пресс-секретарь Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Антон Айнутдинов, сейчас на Среднем Урале в очереди на получение протезов разных частей тела с внешним источником питания стоят несколько человек.

– Бюро медико-социальной экспертизы должно прописать в индивидуальной программе реабилитации пострадавшего необходимость такого протеза, – отметил Антон Айнутдинов. – Комиссия смотрит на общее и психическое состояние здоровья человека, его возраст и ряд других факторов. Фонд социального страхования имеет право совещательного голоса на этой комиссии. Если принимается положительное решение, то запускается весь организационный процесс. И в течение года человек получает биоэлектрический протез.

Константин Неустроев советует людям, потерявшим кисть или другие части тела, бороться за свои права. По его словам, многие просто не знают, куда обращаться за биоэлектрическим протезом и как поступать в этой трудной ситуации. Константин считает, что нашим инвалидам нужно помогать в этом плане. Возможно, даже стоит создать общественный фонд, который бы защищал их права.

– Я знаю людей, которые травмировались на производстве, оформили все необходимые документы и получили обыкновенный протез, – добавляет Константин Неустроев. – Получают выплаты от государства, не работают… А ведь могли бы трудиться, чувствовать себя полноценными людьми. С экономической точки зрения – рабочая единица выбыла из жизни. С биоэлектрическим протезом человек вновь встаёт в строй. Можно жить и быть активным членом общества — бегать, играть, работать, строить карьеру, заводить семью и рожать детей.

  • Опубликовано в №119 от 10.07.2019 
Областная газета Свердловской области