Керчь и картечь. Можно ли было избежать трагедии?

оружие

Студент Керченского политехнического колледжа устроил взрыв и открыл стрельбу в учебном заведении. Жертвами трагедии стали 20 человек. Сразу возникли вопросы, как и почему у 18-летнего парня оказались ружьё и патроны с картечью.Фото: Павел Ворожцов

У 18-летнего Рослякова, погубившего в Керчи два десятка сверстников, довольно легко оказалось в руках серьёзное оружие и патроны. Не пора ли ужесточить продажу и контроль за огнестрельным оружием так, как контролируется в стране оборот наркотических веществ?

Формально у сотрудников лицензионно-разрешительной системы Росгвардии отказать кому-то в выдаче лицензии на приобретение оружия поводов нет, если есть медицинская справка, исполнилось 18 лет и нет судимостей. Но есть один нюанс – нигде не сообщается, а был ли у него охотничий билет? Это очень важно. В принципе, оружие можно купить и без охотничьего билета, коллекционеры так и делают, но тогда у них не будет права на его ношение. А вот наличие федерального охотничьего билета даёт право, на разрешение, на хранение и ношение оружия. Судя по всему, у Рослякова такое разрешение было.

Теперь о патронах в таком количестве. Конечно, у продавца оружейного магазина мог возникнуть вопрос — парень, тебе зачем так много патронов, да ещё с картечью? Картечь – это свинцовые шарики диаметром 6,5 — 8,5 мм, стрельба которыми имеет большую убойную силу и большую зону поражения, чем от пули. И такой вопрос возник у продавца к Рослякову, когда он пришёл за патронами в магазин, где покупал ружьё. Тем более, что в тех краях с картечью и охотиться-то не на кого. Картечь не продали. Росляков ушёл в другой магазин.

Оружие в цифрах

По данным Росгвардии, в Свердловской области зарегистрировано 81 259 владельцев оружия, в общей сложности у них находится 106 383 единицы оружия. Из них 106 175 – гражданское оружие (огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное длинноствольное гладкоствольное, огнестрельное ограниченного поражения, пневматическое, газовые пистолеты и револьверы), 208 – служебное, наградное и иное.

Но вернёмся к вопросу об охотничьем билете. В эти дни в Екатеринбурге проходит первый трофейный форум, и вопрос о керченских событиях, конечно, возник. На выездном заседании Экспертного совета Госдумы заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в области охотничьего хозяйства Минприроды и экологии РФ Андрей Филатов сообщил, что ведомство готовит новый нормативный документ по правилам выдачи охотбилетов, и есть намерение вернуться к старой практике: год кандидатского стажа с участием в охоте, но без оружия, и вступление в полноправные члены районного или городского общества охотников только при наличии двух поручителей. Обязательной была и сдача так называемого охотминимума – тестового экзамена на знание техники безопасности, законодательства и Правил охоты. Ещё один плюс получения билета в обществах – там ты на виду, платишь взносы, ходишь на отработку, общаешься с единомышленниками. Неладное с человеком сразу заметят.

Комментарий

Илья ГУРИН, заместитель директора департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира:

– Нынешняя система выдачи охотничьих билетов требовала корректировки. И мы, и другие регионы писали письма в Минприроды, просили вернуть хотя бы экзамен на охотминимум – это отсеет не охотников. Но только сейчас, видимо, пришло понимание проблемы.

Но с 2011 года, согласно приказу Минприроды и экологии РФ, был введён единый федеральный охотбилет, который выдаётся региональным уполномоченным органом, то есть департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира. То, что государство взяло в свои руки регистрацию охотников, с одной стороны, хорошо. Плохо то, что схему их выдачи упростили донельзя. Нужно всего лишь написать заявление, сдать ксерокопию паспорта, две фотографии и через пять дней идти получить билет. Который, напомню, даёт право на разрешение и на хранение, и на ношение оружия. И в охотники пошли кто ни попадя. У нас в области их уже более 100 тысяч. По мнению сотрудников департамента по охране животного мира, процентов 20–30 из них и в лес-то не пойдут, просто хотят иметь оружие, есть и любители пострелять на стендах по тарелочкам. И они берут порой помногу патронов, но с мелкой дробью, не с картечью. Поэтому вопрос у первого продавца оружейного магазина к Рослякову возник вполне логично. А вот у другого не возник…

Стоит ли удивляться, что керченский убийца свободно купил ружьё, да ещё помповое? Оно ж для охоты совершенно непригодно, ими обычно вооружаются охранные предприятия и инкассаторы, так как незаменимы в ближнем бою. Контроль за оборотом оружия и боеприпасов нуждается в ужесточении – за этим надо следить не меньше, чем за оборотом наркосодержащих препаратов. И простой фиксации в журнале магазина – кто, какие патроны, сколько и по какому разрешению приобрёл – недостаточно.

В оружейных магазинах сейчас можно выбрать стволы на любой вкус. Фото: Павел Ворожцов

Возрастной ценз на продажу оружия в России должен быть не менее 25 лет, сообщила вчера журналистам Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова во время посещения колледжа в Керчи, где 17 октября в результате взрыва и стрельбы погибли 20 человек. А охрану школ должна нести Росгвардия, считает омбудсмен.

  • Опубликовано в №195 от 24.10.2018
Областная газета Свердловской области