Пчелиный мор добрался до Урала

Пасека обычная в деревне.

Этим летом из-за гибели пчёл многие пасеки опустели более чем наполовину. Фото: Ирина Подкорытова

У сысертского пчеловода Игоря Подкорытова этим летом буквально за сутки погибли почти все рабочие пчёлы на его пасеке. В регионе зафиксировано уже несколько таких случаев. Волна мора среди пчелиных семей, которая началась этим летом на юге и в центре европейской части России, докатилась и до Среднего Урала.

Виноват рапс?

В деревне Верхняя Боёвка Сысертского городского округа пчёл держат многие. Это место находится вдали от крупных населённых пунктов и промышленных предприятий и будто самой природой создано для медосбора. Но 12 июля стало чёрным днём для местных пасечников.

– Всё началось где-то с полудня: на прилётных досках ульев стали появляться мёртвые пчёлы. С каждым часом их становилось всё больше, и вскоре они уже горами лежали возле ульев, – рассказывает «Облгазете» пасечник Игорь Подкорытов. – Я не мог понять, в чём дело, позвонил соседу-пчеловоду – оказалось, у него та же картина.

По словам Игоря Ивановича, в этих местах никогда не было пчелиного мора. Сам он на пенсии, разведением пчёл занимается уже более 20 лет, и у него довольно крупная пасека – 27 пчелосемей. Теперь в это словосочетание надо вставлять слово «было».

Первым делом сысертские пчеловоды подумали, что виной всему химические обработки полей. В последние годы в округе стали появляться рапсовые поля, ближайшее находится метрах в трёхстах от Верхней Боёвки. Цветущий рапс – медонос, который очень нравится пчёлам. И всё бы хорошо, но у этой культуры, в последние годы так полюбившейся нашим аграриям, очень много вредителей, против которых приходится применять пестициды – сильнодействующие химические препараты. В этом случае фермеры обязаны заранее предупреждать пчеловодов об обработках. Но такого предупреждения, по словам Игоря Подкорытова, не было.

– Когда мы вызвали полицию, то прибежал хозяин поля и заявил, что не обрабатывал растения пестицидами, а проводил подкормку минеральными удобрениями по листьям, – говорит пчеловод. – А в этом случае, дескать, предупреждать никого не надо.

Что стало причиной пчелиного мора, теперь будут выяснять специалисты Россельхознадзора. Они возьмут пробы мёда из пострадавших ульев и отправят их в Москву на анализ. Пчеловоды же подсчитывают потери: пчёлы погибли, товарного мёда не будет, а закупка новых пчелосемей весной выльется в десятки и даже сотни тысяч рублей.

Мёртвые пчёлы
После мора ульи приходилось вычищать от мёртвых пчёл. Фото: Ирина Подкорытова

Всё очень серьёзно…

– К нам поступило шесть обращений от пчеловодов по гибели пчёл. Это пасечники из Сухоложского, Ирбитского, Тугулымского и Сысертского городских округов, – рассказала «Облгазете» заместитель руководителя территориального управления Россельхознадзора по Свердловской области Наталья Банникова. – По предварительным данным, погибло пятьдесят пчелосемей, но мы пока не выезжали в Тугулым и Сысерть, так что эта цифра явно увеличится. Всё очень серьёзно. Для анализа мы берём пробы мёда и исследуем мёртвых пчёл. Вероятность болезни пчёл мы исключили. Скорее всего, пчёлы гибнут от химических препаратов – пестицидов и гербицидов. Но точно мы сможем сказать после анализов в лаборатории Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов в Москве.

Скорее всего, в гибели пчёл действительно виноваты химикаты. Из-за холодного лета время активного медосбора совпало с обработкой полей химическими препаратами. По действующему законодательству аграрии должны предупреждать пчеловодов об обработке полей, чтобы те или вывозили ульи подальше, или не выпускали пчёл какое-то время. Причём обработку опрыскиванием положено проводить только рано утром или поздно вечером. Как соблюдаются эти правила, сейчас проверяют инспекторы и ветеринары по всей Свердловской области. Проводит проверки и комиссия министерства агропромышленного комплекса и продовольствия области во главе с министром Дмитрием Дегтярёвым. После этого все результаты передадут в прокуратуру и Роспотребнадзор. Но уже отмечено, что чаще всего пчёлы гибнут вблизи от рапсовых плантаций.

В СМИ же гуляет версия, что пчёлы мрут от сильнейших китайских пестицидов, но подтверждения этому нет. Наши поля от вредителей чаще всего обрабатывают отечественным пестицидом «Ария». Для пчёл он представляет первый класс опасности (почти смертельно), для человека – второй.

– Чтобы выявить связь между обработкой полей и гибелью пчёл, мы попросили пчеловодов определить, когда начался массовый медосбор. Они могут это сделать по степени заполнения рамок с сотами. Когда и как обрабатывались поля, выясняет комиссия. Но окончательное слово за анализами, они проводятся в течение дней десяти – говорит Наталья Банникова. – О масштабах ущерба говорить рано, но судите сами: одна пчелосемья стоит 5 000–12 000 рублей. У одного обратившегося пасечника было пять ульев, осталось два. А у другого – 70 ульев, и осталось меньше половины. Все, у кого гибнут пчёлы, точно не доберут мёда и потратятся на восстановление пчелиного хозяйства.

Но то, что мёда в этом году будет меньше во всей стране, ещё полбеды. Хуже другое: если вымрут пчёлы, то кто будет опылять все плодово-ягодные и другие сельскохозяйственные культуры? В США и Европе давно уже бьют тревогу по этому поводу и запрещают некоторые особо свирепые пестициды и гербициды. Там уже установлено, что в массовой гибели пчёл виноваты именно химические вещества. Получается, мор пчёл – прямая угроза продовольственной безопасности.

В ТЕМУ

На волне массовой гибели пчёл в стране Министерство сельского хозяйства РФ подготовило законопроект о наделении Россельхознадзора полномочиями по контролю за безопасным применением пестицидов. До 2011 года это ведомство уже контролировало безопасное применение пестицидов. Позднее функцию токсиколого-гигиенической оценки пестицидов передали Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Но ни одно из ведомств сейчас не занимается контролем над соблюдением регламента применения химикатов и борьбой с их фальсификацией.

КСТАТИ

Есть ещё один доказанный фактор, влияющий на здоровье пчёл – радиоизлучение от вышек сотовой связи. Оно сбивает с толку природный локатор у этих насекомых, и они меняют свои вкусовые пристрастия.

  • Опубликовано в №135 от 01.08.2019 
Областная газета Свердловской области