Разрушение почвы: в Свердловской области стала чище вода, а земля деградирует

Скалы Кобылья голова

В Невьянском ГО, где находятся скалы Кобылья Голова, нет проблем с чистотой воздуха. А вот по химическому загрязнению отдельных участков почвы этот муниципалитет – в территории риска. Фото: Галина Соловьёва

В зоне опасного загрязнения почв находятся Кировград и Реж. На Среднем Урале стало больше земли, нарушенной при разработке месторождений и строительства. Увеличилась и территория, занятая свалками, отходами, песком и оврагами, – экологи называют это деградацией земли. А вот водные источники свердловчане стали загрязнять меньше. Почему и как это происходит, сообщается в ежегодном государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2018 году». Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov66.ru.

В прошлом году в числе чистых территорий региона находились Староуткинск, Нижние Серги и Байкалово. Спустя год и Староуткинск, и Нижние Серги из этого списка выбыли – микробиологические пробы почвы в их муниципалитетах оказались не на высоте. Всему виной местные сельскохозяйственные предприятия и свалки, которые организовывают жители. Из-за них в земле размножаются вредоносные бактерии. Воздух же в этих местах остаётся чистым, поскольку нет опасных выбросов в атмосферу от промышленности и большого количества автомобилей.

Где очистился воздух?

По данным мониторинга экологов за 2018 год, стало значительно чище в Нижнем Тагиле: уровень загрязнения атмосферного воздуха здесь изменился сразу с высокого до низкого. Причина – на промышленных предприятиях города поставили современное оборудование. По той же причине в Первоуральске и Краснотурьинске уровень загрязнения воздуха изменился с повышенного до низкого. В 2018 году по сравнению с предыдущим годом промышленные предприятия региона стали выбрасывать в атмосферу на 82,5 тысячи тонн загрязняющих веществ меньше.

А вот Екатеринбург и Каменск-Уральский по-прежнему тяжело дышат. Здесь как был повышенный уровень загрязнения атмосферы все последние годы, так и продолжает оставаться. И если в Каменске-Уральском причина удручающего положения с чистотой воздуха – в выбросах с заводов, то в Екатеринбурге иная ситуация.

– В 2018 году мы регистрируем увеличение выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на 97 тысяч тонн по сравнению с 2017 годом, это происходит из-за увеличения количества автотранспорта, – поясняет эколог, член общественной организации «Природопользование» Татьяна Сенюкова. – Основная доля загрязнений в областном центре приходится именно на автотранспорт.

И хотя на очистные сооружения для промышленности за год потратили баснословную сумму – 1 миллиард 207 миллионов рублей, но добиться уменьшения загрязнения воздуха в регионе не удалось. Всё испортил прирост автотранспорта: от него объём выбросов только увеличивается.

Бережём воду

К водным ресурсам в Свердловской области учатся относиться более рачительно уже несколько лет. И речь не только о производстве, но и о потреблении воды гражданами.

– После того как предприятия Водоканала в областном центре стали использовать мембраны и технологии сушки ила, объёмы выброса грязных стоков в водоёмы вокруг города снижаются, – поясняет член Общественной палаты Свердловской области, председатель правления общественной организации «Экоправо» Андрей Волегов. – В Нижнем Тагиле улучшилась ситуация с Черноисточинским водохранилищем: прекратил работать старый шламонакопитель и сделан капремонт плотины. Большое цветение воды прекратилось и появился шанс на самоочистку пруда. Да и заболачивание местности поблизости тоже стало меньше, запущено оздоровление воды.

Однако Волегов поясняет, что говорить о решении проблемы с водоснабжением Нижнего Тагила рано: из-за изношенности труб горожанам приходится долго пропускать воду из-под крана, чтобы она пришла в более-менее нормальный вид. А это, конечно, увеличивает объём её потребления. Тем не менее в 2018 году свердловчане из природных водных объектов воды использовали на 48 миллионов кубометров меньше, чем годом раньше. Экономили воду и другим способом: 9,5 миллиарда кубометров использовали повторно, и это на 104 миллиона кубометров больше, чем годом раньше. При транспортировке воду тоже теряли меньше – на 6,6 миллиона кубометров. На 26,6 миллиона кубометров ниже оказались в прошлом году и объёмы сброшенной в природу грязной сточной воды.

– Более бережное отношение к водным ресурсам в Свердловской области мы отмечаем уже несколько лет подряд, – говорит Татьяна Сенюкова. – С 2014 года снижаются потери при транспортировке воды потребителю. В прошлом году меньше воды из открытых природных источников взяли ОАО «ЕВРАЗ Качканарский ГОК» и «Севуралбокситруда», филиал «Серовская ГРЭС» ПАО «ОГК-2». Это благотворно сказывается на состоянии водоёмов и биологических сообществ в них.

Сысерть
Сысерть – одна из самых чистых территорий Свердловской области. Здесь в прошлом году все пробы воздуха, воды и почвы соответствовали норме, о чём свидетельствуют данные экологического доклада. Фото: Алексей Кунилов

Почему деградирует земля?

Это были хорошие новости. Плохие – всё больше на Среднем Урале становится уничтоженной почвы. Площадь земель, нарушенных при разработке месторождений и строительства, в 2018 году выросла на 100 гектаров. Ещё на 100 гектаров увеличилась и территория, занятая свалками, отходами, песком и оврагами. Экологи называют это деградацией земли. Мониторинг показал, что активизируются негативные процессы, которые приводят к уничтожению почвы. Земля переувлажняется, подтапливается, и её занимают болота. Вода и ветер вымывают плодородные слои. Происходит засоление и осолонцевание, землю захламляют и загрязняют свалки…

– Нельзя сказать, чтобы свалки начали появляться только в последние годы, – считает кандидат биологических наук, почвовед, научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук Ирина Коркина. – Деградация земли на Среднем Урале происходит весь период его заселения человеком. Однако уже и не только учёным, но и всем подряд жителям видно: рост количества свалок, загрязнение и захламление почвы связаны с использованием пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, одноразовой посуды.

Ирина Коркина считает, что государственное регулирование способно повлиять на деградацию земли. Например, ограничение производства одноразовой пластиковой посуды и полиэтиленовой упаковки может уменьшить количество свалок.

– Государство способно ужесточить и контроль за промышленностью: систематично проверять исполнение законов по утилизации отходов и в случае необходимости штрафовать нарушителей. Плюс вовремя проводить мониторинг состояния земли, чтобы успевать с расчисткой до того момента, когда почва необратимо разрушится, - говорит Коркина.

Кстати

Наиболее чистые территории Среднего Урала, по данным экологического мониторинга в 2018 году: Арамиль, Артёмовский, Арти, Ачит, Баженово, Байкалово, Бисерть, Верхние Серги, Красноуфимск, Нижняя Салда, Пелым, Рефтинский, Дружинино, Камышлов, Кленовское, Краснополянское, Кузнецовское, Кушва, Малышево, Махнёво, Михайловское, Атиг, пос. Пышма, Североуральск, Слободо-Туринск, Сысерть, Таборы, Тавда, Унже-Павинск. Эти муниципалитеты никак негативно не отмечаются в ежегодном экологическом докладе Свердловской области.

  • Опубликовано в №165 от 12.09.2019
Областная газета Свердловской области