Территории с повышенным IQ: четыре пилотных муниципалитета-участника готовятся к старту проекта «Умный город»

Директор Департамента информатизации и связи Свердловской области интервью в кабинете

Юрий Гущин работает в должности директора департамента с июля 2018 года. Фото: Алексей Кунилов

Губернатор Евгений Куйвашев поручил областному департаменту информатизации и связи заняться внедрением в регионе цифровых технологий и развитием цифровой экономики. Одним из ключевых проектов, в которые включился департамент, стал «Умный город». Как рассказал в интервью «Облгазете» директор департамента Юрий Гущин, пилотными площадками для реализации этого федерального проекта будут Екатеринбург, Новоуральск, Полевской и Каменск-Уральский.

– Юрий Валерьевич, для начала хотелось бы узнать о судьбе другого проекта по внедрению цифровых сервисов в городскую среду – региональной программы «Умный регион», над которой областные власти и эксперты активно работали в прошлом году.

– К августу рабочая группа с представителями IT-отрасли и органами исполнительной власти завершила разработку концепции программы. Но в связи с появлением майского указа Президента РФ, с появлением национального проекта «Цифровая экономика» и подпроекта «Умный город», мы были вынуждены трансформировать эти наработки.

– Попадание Екатеринбурга в число «пилотов» по «Умному городу» понятно. Как в списке оказались Новоуральск, Полевской и Каменск-Уральский?

– В инновационное развитие Новоуральска готов вкладываться Росатом – у них уже разработана базовая платформа «Умный город», и они готовы тиражировать свои практики в города присутствия корпорации. Главы Каменска-Уральского и Полевского сами изъявили желание поучаствовать в пилотировании – губернатор их инициативу поддержал.

– Затраты планируются за счёт бюджета муниципалитетов?

Часть сервисов запланированы к реализации за счёт внебюджетных источников. Механизм финансирования мероприятий в рамках этого проекта на федеральном уровне пока не определён. Однако, Минстрой России прорабатывает вопрос финансирования региональных программ цифровизации городского хозяйства «Умный город» за счёт средств национального проекта «Жильё и городская среда».

– Какие сервисы будут внедряться в первую очередь?

Приоритетные сервисы и направления определены федеральным стандартом «Умных городов», разработанным Минстроем России. Программа включает в себя такие проекты как: «Городское управление», «Умное ЖКХ», «Инновации для городской среды», «Умный городской транспорт», «Интеллектуальные системы общественной безопасности», «Интеллектуальные системы экологической безопасности», «Инфраструктура сетей связи».

Сейчас главы городов подготовили перечень дорожных карт по реализации проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», а также заявки на отбор в качестве пилотных территорий. На сегодняшний день многие основные опции уже внедрены. Например, wi-fi в зонах массового скопления граждан, камеры видеонаблюдения, информационные системы. В Екатеринбурге начали устанавливать «умные остановки» с цифровым табло, показывающим время прибытия транспорта. Каменск-Уральский в пилотном режиме внедрил «Матрицу РесурсоСбережения» – систему мониторинга и планирования расхода теплоэнергоресурсов.

Сервисы в сфере ЖКХ активно развиваются в новых районах Екатеринбурга, например, в Академическом. Они распространяют среди жителей микрорайона мобильное приложение для взаимодействия с коммунальщиками, похожее на Uber или «Яндекс.Такси». Например, человек подаёт заявку на услуги сантехника, свободный специалист принимает заказ, приезжает, устраняет проблему и фотографирует результат, чтобы его работу оценила управляющая компания. Сейчас у них на повестке дня – установка в подъезды домофонов с видеонаблюдением и возможностью увидеть гостя на экране своего мобильного телефона.

– «Академический» ещё при разработке прежней региональной программы называли флагманом цифровизации ЖКХ. Есть уже какие-то конкретные результаты их цифрового развития?

– Управляющая компания оптимизировала свою работу благодаря тому, что датчики на приборах учёта, установленные в квартирах, оцифрованы, и вся информация с них стекается в единую систему. Сейчас они прорабатывают с «ЭР-Телекомом» возможность установки на уличные светильники датчиков, которые регулируют освещённость в зависимости от погодных условий. Благодаря большому количеству установленных камер видеонаблюдения в микрорайоне в разы снизилась преступность – это подтверждает и МВД.

– Почему УК идут на внедрение цифровых технологий?

– Они умеют монетизировать свою деятельность. Есть люди, которые готовы платить за более «умный» домофон, за скачивание на телефон специальной программы. Второй момент – за счёт систем учёта потребляемых ресурсов, за счёт новых способов обогрева зданий, которые компании сейчас тестируют (например, когда квартира обогревается от пола или стены, а не от радиатора), им удаётся сэкономить. Кроме того, их сервисы работают на инфраструктуре операторов связи – а значит, потребляется больше трафика.

– Вы анализировали, какое количество компаний готово вкладываться в подобные проекты?

– Пока мы таких подсчётов не проводили. Сейчас в первую очередь мы ориентируемся на современные районы, где начинают применять цифровые решения. В Екатеринбурге, помимо «Академического», это «Солнечный», «Светлый» и «Университетский». Компании, которые приходят к нам с готовностью инвестировать, мы направляем в эти районы. Сейчас есть граждане и УК, для которых необходимость внедрения «умных» технологий непонятна. Но я думаю, когда они увидят, что это реальная экономия – подтянутся. В рамках разработки программы «Умный регион» мы рассматривали возможность внедрять цифровые решения в районах, которые сейчас отстают по своему развитию. Но здесь возникает проблема отсутствия необходимых коммуникаций. Её мы будем решать уже в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».

– Будет ли какой-то объективный показатель для оценки этой работы?

– В паспорте «Умного города» есть индекс – так называемый IQ городов. Считается, что IQ находится на уровне 100 процентов, когда в рамках реализации «Умного города» выполнены все мероприятия. Сейчас мы оцениваем, в какой точке находятся наши пилотные территории, что там уже внедрено.

– Но у нас есть такие территории, где не то что «умного« освещения нет – там в принципе на улицах по вечерам темно. Будет это как-то учитываться?

– Реализация проекта «Умный город» предполагает не только внедрение сервисов, но и обеспеченность территорий определённой инфраструктурой. По инфраструктуре проблема действительно есть, сейчас мы анализируем, чего и в каких населённых пунктах у нас не хватает. В марте должны предоставить информацию губернатору.

– И «Умный город», и десятки других цифровых проектов, которые курирует ваш департамент, предполагают тесное сотрудничество органов власти с местными IT-компаниями и наличие квалифицированных IT-кадров. Как с этим обстоят дела?

– Мы привлекали стейкхолдеров – заинтересованные IT-компании – к обсуждению концепции «Умного региона». Мы продолжим взаимодействовать в рамках рабочих групп по «Умному городу» и «Цифровой экономике». Кроме того, мы заключаем с компаниями соглашения о сотрудничестве – в числе последних – с «ЭР-Телекомом», «Русскими Башнями», «Техноконцептом».

Что касается кадров – действительно, есть острая нехватка программистов и IT-специалистов в целом. Её подтверждают наши основные заказчики Naumen, «Сапфир», СКБ-Контур – последний, как вы знаете, даже строит «Контур-Парк» с большой образовательной площадкой. Мы планируем ежегодно увеличивать прирост выпускников по этим специальностям на 10 процентов. К 2024 году в регионе ежегодно должно выпускаться 2 400 IT-специалистов. Необходимые ресурсы в вузах и ссузах для этого есть.

– Значит ли это, что увеличится количество бюджетных мест на эти специальности? Не все сегодня готовы учиться платно.

– Такая задача действительно стоит. В частности, УрФУ прорабатывает возможность перераспределения имеющихся бюджетных мест между специальностями.

– Помимо «Умного города» и «Цифровой экономики» ваш департамент отвечает за работу сервиса «Госуслуги», создание отраслевых электронных систем и многое другое. Назрела ли необходимость в повышении статуса подразделения до министерства, в расширении штата?

– Как вы помните, наш департамент стал самостоятельной структурой чуть более года назад. Поэтому, пока работаем так, а дальше – посмотрим.

  • Опубликовано в №046 от 16.03.2019 под заголовком «Территории с повышенным IQ»
Областная газета Свердловской области