Уральские учёные ищут доисторического человека

Археологи

Археологи надеются найти в уральских пещерах останки первобытного человека и древних животных. Фото: Павел Косинцев

Археологи и экологи из Екатеринбурга в пещерах и степях Урала и Приуралья намерены вместе с зарубежными коллегами раскрыть неразгаданные тайны человечества, природы и климата.

Первобытная культура

В июне уральские исследователи древности отбывают в научные экспедиции, чтобы изучать забытые культуры прошлого и останки вымерших животных. В этом году сотрудники Института экологии растений и животных УрО РАН вместе с коллегами из Института истории и археологии УрО РАН будут исследовать Южное Зауралье — степные районы на границе Казахстана с Башкирией, Челябинской и Оренбургской областями. Учёных интересуют быт и хозяйство представителей так называемой синташтинской археологической культуры, которые жили около четырёх тысяч лет назад в окрестностях современного Магнитогорска. Самое известное поселение этой культуры — Аркаим, который открыли на заре 90-х годов.

– Мы изучаем небольшие поселения, чтобы выяснить, как люди того периода жили, каких животных разводили, чем занимались, на каком уровне развития у них была металлургия, производство посуды и домостроительство, – рассказала главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Людмила Корякова. – Также исследуем могильники. Погребальные обряды занимали важное место в жизни народов бронзового века. Мы хотим узнать, как людей хоронили, что им давали с собой в потусторонний мир.

бивень мамонта
На поверхность из пещер учёные поднимают сотни находок - и только после определяют их возраст. Фото: Павел Косинцев

Был ли человек?

Ещё одна научная экспедиция обследует пещеры Южного Урала. Учёных давно волнует загадка расселения древнего человека. Известно, что примерно сто тысяч лет назад люди современного типа стали расселяться из Африки по всему миру. До Австралии они дошли за 50 тысяч лет, а вот до Европы — за 60 тысяч лет. Археологи до сих пор не могут понять, почему человек так долго заселял Европу, ведь от Африки её разделяет всего лишь Средиземное море.

– Учёные предполагают, что человек по каким-то непонятным пока причинам шёл в Европу окружным путём, а не напрямую, – пояснил старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН Павел Косинцев. – Есть гипотеза, что он мог попасть в Европу через Южный Урал. С помощью австралийских коллег из университетов Мельбурна и Аделаиды мы пытаемся изучить природные условия, которые были на территории этого региона, и стараемся найти останки человека того времени.

С этим связана другая загадка уральской археологии. Если доисторические животные для нашего края не редкость — учёные до сих пор находят в пещерах останки мамонтов, носорогов, пещерных львов и медведей, то с останками людей есть большая проблема. За десятки лет археологи исследовали более двухсот пещер, но лишь в одной из них нашли единственную человеческую кость. Более крупные фрагменты пока не найдены. При этом в горных районах Алтая, Кавказа и Европы очень много останков первобытного человека.

– Это тоже непонятно нашим учёным, – отметил Павел Косинцев. – Есть стоянки человека, каменные орудия, наскальная живопись в Каповой и Игнатьевской пещерах, а вот останков человека эпохи мамонта до сих пор не было обнаружено. Почему — неизвестно. Может быть, из-за более суровых климатических условий численность людей на Урале была ниже, чем в других горных районах. Или здесь были другие традиции, например, не оставлять умерших людей в пещерах, а выносить их за её пределы. Объяснения могут быть разные, но какого-то одного, в котором мы были бы уверены, нет.

Глобальное потепление

Не менее значимым открытием может стать разгадка процессов глобального потепления. Учёные изучают в пещерах Южного Урала останки животных предыдущего межледникового периода, который произошёл 130–120 тысяч лет назад. Климат тогда был намного теплее, чем сейчас, и был похож на нынешний климат в Центральной Украине. При этом животный и растительный мир с тех пор практически не изменился, разве что вымерли мамонты и другие шерстистые животные.

– Глобальное потепление — это природный процесс, он не раз происходил в истории Земли, – добавил Павел Косинцев. – Наше исследование поможет понять причины нынешнего глобального потепления. Мы посмотрим, как выглядела природа до воздействия человека на неё, и сравним тот период с современным состоянием экосистемы. Так мы сможем отделить естественные закономерности в истории природы от тех, что внёс человек. Я склоняюсь к тому, что сейчас мы наблюдаем именно техногенное потепление, а не естественное. Но чтобы это подтвердить, нам нужно детально изучить древнюю фауну.

• Опубликовано в №98 от 07.06.2019