«Дороги в Екатеринбурге нормальные, но больше 180 километров в час не ездили!»

Фото Александра Зайцева

Фото Александра Зайцева

Попробуйте вспомнить хотя бы пять чемпионов мира по автогонкам любого класса за последнее десятилетие. Согласитесь, после Шумахера приходится изрядно поломать голову. Автоспорт в России – непопулярен. Чтобы привить людям интерес к нему, уже второй год подряд в нескольких крупных городах нашей страны проводится автошоу G-Drive Extreme Show, где самые титулованные российские автогонщики демонстрируют свои дисциплины на небольшом отрезке импровизированной трассы. В минувшие выходные показательные заезды прошли в самом центре Екатеринбурга. Как подобные мероприятия помогают завоёвывать новых болельщиков и за кого им впоследствии болеть на мировых трассах?

На эту тему мы поговорили с участником шоу – единственным россиянином, кому удалось стать призёром старейшей автомобильной гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана» Романом Русиновым.

За месяц до G-Drive Extreme Show команда Романа приняла участие в гонке «24 часа Ле-Мана» во Франции. В этом году экипажу прочили первое место в классе LMP2 (болид на фото). Однако спустя 10 часов после старта перед самым носом у спортсменов болид соперников сошёл с дистанции. Экипаж нашей команды сначала врезался в него, а потом в ограждение. Гонка для команды Русинова закончилась.

– Роман, на ваш взгляд, почему в России количество, к примеру, футбольных и гоночных болельщиков несопоставимо? Первых в сотни раз больше.

Роман Русинов. Фото Александра Зайцева.

Роман Русинов попробовал себя во многих гоночных классах и категориях и везде добивался успеха.

– Такая тенденция не только в России, но и по всему миру. Существует ряд банальных причин. Во-первых, гоночный спорт – самый дорогой в мире, и не каждый способен хотя бы попробовать себя в нём. А если у человека нет возможности изучить процесс изнутри, то привлекающий фактор снижается. Во-вторых, он считается менее зрелищным. Разве интересно смотреть по телевизору, как на протяжении нескольких часов машинки ездят по кругу? В-третьих, что касается конкретно россиян, то среди наших соотечественников гонщиков с мировым именем не так уж и много, но те, что есть, за последнее время отлично зарекомендовали себя. Посмотрите хотя бы на нашу раллийную команду «КамАЗ-мастер», которая 12 раз становилась победителем «Ралли Дакар».

– А из небанальных причин?

– С каждым годом становится всё больше различных турниров с громкими именами, уследить за которыми проблематично. И без того насыщенный спортивный календарь постоянно обогащают соревнованиями, усложняющими жизнь как гонщикам, так и зрителям. Поэтому бороться за интерес со стороны болельщиков всё труднее. Они просто не знают, что выбрать.

– Может, посоветуете?

– В мире существует три главные гонки: «24 часа Ле-Мана», где я выступаю за французскую команду G-Drive Racing, «Индианаполис-500» – самая известная гонка на автомобилях с открытыми колёсами и Гран-при Монако «Формулы-1».

– Как показательные заезды в рамках G-Drive Extreme Show могут приобщить большее количество народа к гонкам?

– Я же не назвал четвёртую, как мне кажется, главную банальную причину – в России отсутствуют крупные соревнования по автогонкам. Судя по тому интересу, с которым люди наблюдают за нашими выступлениями, большинство из них вживую ниразу гоночный болид-то не видели и не слышали. А это просто необходимо для того, чтобы интерес к спорту проснулся. G-Drive шоу как раз=таки даёт людям такую возможность. В этом году, кроме Екатеринбурга, мы посетим Новосибирск, Челябинск и Нижний Новгород. Помимо моего ле-мановского прототипа, на котором я обычно выступаю, жители этих городов увидят болид действующих чемпионов мира команды «Формулы-1» «Infiniti Red Bull Racing». С дрифтом (управлением автомобилем в управляемом заносе – прим. ред.) зрителей знакомит молодой и очень перспективный гонщик Никита Шиков. А возможности современных раллийных автомобилей продемонстрирует победитель ралли «Шёлковый путь – 2013» Константин Жильцов. Ну и фишкой мероприятия станет экстремальное шоу на мотоциклах, подготовленное командой Марата Канкадзе. Нам важно, чтобы люди поняли, что авто и мотоспорт на самом деле очень зрелищные дисциплины.

– В чём разница между вашим прототипом и болидом «Формулы-1»?

– Конечно, внешние сходства есть, но это совершенно два разных автомобиля. Для тех, кто не в курсе, гонки серии Ле-Ман направлены на то, чтобы проверить выносливость автомобиля. Заезды длятся от шести до 24 часов. Во время гонки у нас в одной машине по очереди едут три пилота. Главная задача – довести автомобиль до финиша, не сломав и не разбив его, к тому же обогнав своих соперников. По сути, «Ле-Ман» – это испытание автомобильных технологий, проверка их на прочность и функциональность. Если они успешно проходят эту проверку, то в дальнейшем эти разработки внедряются в обычные автомобили. Болиды «Формулы-1» – другой случай. В каждом установлены совершенно эксклюзивные детали, которые больше нигде и никогда не встретишь.

– Высота подвески, что у вашего прототипа, что у болида «Формулы-1», кажется, одинаковая. Не боитесь ли повредить автомобили на наших дорогах?

– Это самый популярный вопрос в России. Да, высота абсолютно одинаковая. Что касается дорог, то в Екатеринбурге они нормальные, даже можно устраивать полноценные гонки. Например, по вашему проспекту Ленина спокойно можно разогнаться до 280 километров в час, но из соображений безопасности всё-таки больше 180 не ездили.

ДОСЬЕ «ОГ»

Русинов Роман Александрович:

Родился в Москве 21 октября 1981 года. В 1997 году переехал во Францию.

Карьера:

  • В 2000 году стал первым российским пилотом, выигравшим гонку чемпионата Франции международной серии в классе Фор-мула Renault 2000.
  • В 2004 году первым из российских пилотов одержал победу в Международной серии Ле-Ман в категории Gran Turismo.
  • В 2006 году дебютировал на тестах Формулы-1 в составе команды MF1 Racing Алекса Шнайдера. На тестах в Хересе опередил основного пилота коллектива Кристиана Альберса, но не смог выйти на старт Гран-при из-за отсутствия российских спонсоров.
  • В 2013 году стал бронзовым призёром Международной серии Ле-Ман в классе LMP2 (болид, который Роман пилотировал в Екатеринбурге).

– Роман, вы первый российский пилот, которому удалось пробиться на турниры мирового уровня. Расскажите, с чего началось ваше увлечение гонками?

– На самом деле всё началось с разочарования. В детстве отец привёл меня в московский Дворец пионеров в секцию картинга. Меня приняли. В группу набрали 30 человек. На первом занятии нам сказали: «Вот вам мотор, вот вам разобранное шасси – собирайте. Через месяц-другой привезут дополнительные запчасти и можно будет даже прокатиться». В итоге, никто из ребят ничего, естественно, собрать не смог. Детали тоже не привезли. В общем, ушёл я из кружка.

– С детским автоспортом в России всё настолько плохо, что вы решили уехать во Францию?

– Я тогда, кажется, учился в девятом классе и такие решения принимать не мог. Сказали, поехал. Теперь даже рад, что так получилось. Там автоспорт прекрасно развит. Техника – это вообще дело второстепенное. Главное – трассы, которых во Франции не перечесть. В России же их нет совсем. И если, например, у меня появится желание вернуться на родину, то мне здесь попросту негде будет тренироваться. Там у меня база в 200 метрах от дома, а здесь… Опять же, если вернуться к теме шоу, то это ещё и шанс найти спонсоров, которые, возможно, загорятся желанием построить, скажем, за Екатеринбургом, гоночную трассу. Было бы здорово.

Областная газета Свердловской области